Давайте начнём с того, что в любом бизнесе, у любого предпринимателя должна быть функция усиления его модели, системный подход к улучшениям (если вы считаете иначе – можете не читать дальше).

Александр Петров

Александр Петров

генеральный директор консалтинговой компании «Лидер Инсайд», консультант по стратегии, бизнес-тренер, НЛП-мастер

Такая функция позволяет компании постоянно расти и развиваться, делает этот процесс контролируемым и управляемым. Только когда вы отслеживаете всё, что происходит с вами и рынком, глубоко анализируйте данные, регулярно делайте рефлексию, – понимаете, насколько эффективны или неэффективны ваши решения, определяете, где у вас зоны роста и где у вас провалы – вы можете управлять вашим развитием.
Такой подход, на мой взгляд, должен быть независимо от того большой у вас бизнес или маленький, начинающий вы предприниматель или матёрый бизнесмен. Поэтому у каждого предпринимателя возникает дилемма: либо нужно научиться самому выполнять эту функцию, либо заказывать её у профессиональных консультантов.

Рынок консалтинга постоянно растёт. Мировой объём консалтинговых услуг составляет по оценкам экспертов в 2018 году более 250 млрд долларов. Это объясняется растущей потребностью бизнеса к внешней оценке и внедрению лучших мировых практик.

Бизнесменов, понимающих ценность внешнего консалтинга, становится всё больше и в нашей стране. Именно поэтому у меня есть клиенты, бизнес которых я сопровождаю уже более 5 лет. Для себя я давно нашёл ответ на вопрос: надо или не надо предпринимателю заказывать консультантов? Если вы готовы выполнять функцию внешнего контроля, оценки и работы НАД системой бизнеса самостоятельно – тогда не надо. Если вы не хотите – инвестируете своё время в другие проекты,или у вас не хватает компетенций для этого,то, безусловно, нужно чтобы внешний наблюдатель помогал вам выстраивать программу улучшения.

Почему внешний наблюдатель эффективнее, чем выполнение той же самой функции собственником, вроде он лучше знает свой бизнес? Потому что систему очень сложно изменять, находясь внутри неё. Если вы предприниматель, который в добавок является генеральным директором, то вы на регулярной основе выполняете управленческие функции. Тогда совмещать в себе и управление, и функцию улучшения этого управления достаточно сложная задача. Очень мало людей могут делать это качественно и на высоком профессиональном уровне. Именно поэтому вам нужно иметь внешнего наблюдателя – консультанта на периодической, или лучше на постоянной основе.

Теперь давайте рассмотрим ситуацию, когда вы ищете человека, который бы мог помогать вам системно развивать ваш бизнес. Кто он и ради каких задач вы могли бы его нанять?

Во-первых, вы должны определиться в какой области вам нужен консультант? Стратегия, организационная структура, улучшение бизнес-процессов? Так у вас возникнет первый критерий, по которому вы можете выбрать себе профессионального консультанта – он должен иметь опыт в той области, которую вам нужно улучшить. Проверьте его знания и успешные модели. Оцените, как они помогут развитию вашего бизнеса?

Во-вторых, у консультанта есть рекомендации от людей, которым он помог, это важно для большого бизнеса, для малого и среднего тоже важно, но не так. Посмотрите его опыт в консалтинге и наличие профильного образования.

В-третьих, он должен по ценностям и человеческим качествам совпадать с вашей корпоративной культурой, соответствовать собственнику и его компании. Вам должно быть приятно и комфортно с ним взаимодействовать и работать. Это особенно важно при заказе консультанта на долгий период: полгода, год и более.

Теперь рассмотрим какие функции может выполнять внешний консультант по развитию вашего бизнеса:

Первое – это привнесение новых знаний, своей экспертности и опыта, передача передовых моделей реализации тех задач, которые стоят перед вашим бизнесом. Хороший консультант является аккумулятором самых лучших технологий и идей на рынке. Он развивается и постоянно ищет самые лучшие практики на рынке. Он может донести их вам, подсказать лучшие решения и создать этим дополнительную ценность. За это чаще всего нанимают консультантов.

Второе – (на практике оказывается ценнее первого) консультант выступает внешней совестью для предпринимателя. В большинстве случаев предприниматель сам знает, что ему нужно делать и даже как ему нужно делать, но не делает. Это происходит потому, что в формате работы внутри системы перед предпринимателем стоят задачи именно функционирования бизнеса, зарабатывания денег. С таким подходом задачи улучшения бизнес-процессов уходят на второй план. На системную работу по улучшению всегда не хватает ресурсов: времени, энергии, денег. Поэтому хороший консультант – это совесть предпринимателя. Он не просто говорит, что нужно делать, он помогает собственнику принимать сложные решения и правильно распределять ресурсы.

Третье – внешний консультант даёт независимую обратную связь по уровню и качеству тех людей, идей и процессов, которые в данный момент находятся в бизнесе. Для него не существует внутренних взаимосвязей, у него нет личных привязанностей и предпочтений, поэтому он может быть беспристрастен. Он может сказать: «Вот посмотри, Вася уже полгода ничего не делает, исходя из тех результатов, которые мы видим, либо Васю нужно «отпускать», либо провести с ним какую-то очень важную беседу».

Я выделил три базовые функции, которые привносит консультант, работая с предпринимателем и его бизнесом. Есть ещё несколько, например, коучинг, систематизация и развитие самого собственника. Всегда, когда мы работаем с бизнесом как консультанты, мы ещё работаем с первым лицом этого бизнеса и собственником или предпринимателем.

Если консультант имеет ещё какую-то узкую специализацию, то кроме общих организационных вопросов или стратегического консалтинга, он может давать узкие специализированные консультации. Например, если вы разбираетесь в наладке пищевого оборудования, то вы можете очень качественно сделать анализ именно этого процесса.

Если консультант является стратегическим партнёром, с контрактом на несколько лет, то он может оказывать помощь в проведении переговоров, в оценке других узкоспециализированных технических консультантов, подборе персонала. Я часто выступаю в роли рекрутёра для ключевых фигур в бизнесе моего клиента, то есть я вместе с ним провожу собеседования и даю свою оценку кандидатам.

Резюмируем: бизнесу всегда нужно выполнять функцию улучшения. Будете вы это делать самостоятельно или с помощью консультантов – зависит от ваших навыков, умения абстрагироваться и выходить за пределы своей управленческой роли,смотреть на свой бизнес со стороны как на систему.

Консультант должен обладать тремя качествами и выполнять минимум три функции для собственника. Если он соответствует вашей культуре и создает ценность, значит можете его нанимать, оставлять на долго, пусть работает на ваш бизнес.

И последнее, внешний консультант имеет ряд преимуществ перед «самолечением», за счёт того, что он собирает экспертизу с разных бизнесов, отраслей, а порой и стран.

Вывод: консультант – это ценный ресурс для бизнеса, который может существенно повысить его эффективность и прибыль, если будет соответствовать ценностям компании и выдаст высокий уровень профессионализма.

Ищите своих консультантов и поднимайте бизнес на мировой уровень!
Успеха вам!