Команда проекта «Компании для всех возрастов», находящегося на сопровождении Агентства стратегических инициатив (АСИ), провела исследование о предпринимателях среди граждан старшего возраста. Авторы проекта проанализировали факторы, причины и мотивы перехода в бизнес, а также определили приоритеты в направлениях деятельности.

Какой бизнес открывают пенсионеры

«Основная цель исследования – определить готовность представителей различных возрастных групп открывать свой бизнес и обучаться предпринимательству, а также помочь формированию и развитию рынка труда для старшего поколения специалистов. Возраст многими воспринимается как новый уровень свободы, когда ты точно знаешь, чем хотел всегда заниматься, но только сейчас чувствуешь, что готов разрешить себе попробовать. В то же время предпринимательство – это риск и высокая степень неопределённости, необходимость реагировать максимально быстро, повышенная ответственность», – говорит лидер проекта Анастасия Лазибная.

По её словам, это исследование позволило обозначить потенциал старшего поколения, обладающего разными компетенциями и опытом. Однако в их сторону многие не смотрят в том числе по причине возрастных стереотипов. При этом предпринимательство в качестве следующей ступеньки карьеры может быть интересным витком профессиональной траектории.

Всего в исследовании поучаствовало почти восемь тысяч человек от 30 до 80 лет со всей России: 53% из них – люди младше 39 лет, 36% – старше 40, 11% – граждане старше 56 лет. Анастасия Лазибная пояснила, что деление на шесть возрастных категорий позволило сделать сравнительный анализ и дало понимание предпринимательского потенциала людей старшего возраста в России.

Аналитика показала, что большинство респондентов (до 75%) рассматривают предпринимательство в качестве возможного варианта занятости. Порядка трети ищут возможности для открытия своего дела – 30% из них это люди старшего возраста. При этом действующие предприниматели составляют в самой старшей группе 6%, в то время как во всех остальных более молодых 2–3%. Фрилансеры составляют среди людей пенсионного возраста 10%, а среди молодых возрастов 4–6%. Таким образом, старшая возрастная группа соискателей выделяется активностью.

Анализ аудитории соискателей трудовых вакансий в разрезе шести возрастных групп показывает, что существенных различий в вопросах, связанных с предпринимательством, между ними нет.

Исключение составляет только самая старшая возрастная группа – люди старше 60 лет: в ней больше всего высокообразованных – у 20% более одного высшего образования (самый большой показатель), у 77% – не менее одного высшего образования. В основном люди старшего возраста занимаются бизнесом по оказанию услуг населению и в социальной сфере, а также выбирают мейкерство: резьбу по дереву, изготовление мебели.

В числе стоп-факторов открытия своего бизнеса участники называют до десятка внешних причин: недостаток проверенной информации, налоги, законы, местное администрирование и др.

Для действующих предпринимателей, принявших участие в опросе, основной источник знаний для открытия своего бизнеса – собственная практика и личный опыт. Этого же мнения придерживаются представители самой старшей возрастной группы. Заметная часть представителей целевой аудитории с готовностью рассматривает возможности обучения (9–11%) уже проходили спецкурсы онлайн либо получили дополнительное образование по предпринимательству. Ознакомиться с исследованием можно по ссылке.

Источник материала: