Почему компания на каждом из этапов своего развития предпринимает те или иные шаги? Случайность это или взвешенное решение? Если изучить историю крупнейших и успешных организаций, можно понять закономерности в их действиях. Каждая из них может называть их по-разному, но всё это – технологии, призванные сформировать стратегию будущего.

Как рождаются стратегии компаний

Как известно, бизнес часто действует по наитию, полагаясь на интуицию и успех. А на последний в большей степени влияет окружение, чем реальные знания. Однако разработка стратегии позволяет вписать происходящее в четко заданное направление, которое может впоследствии корректироваться.

В апреле в уфимском Доме Бизнеса под руководством московского бизнес-тренера Александра Петрова прошла открытая стратегическая сессия, в рамках которой была сформирована программа развития Ассоциации предпринимателей Республики Башкортостан (АПРБ) до 2035 года. На её примере мы расскажем, как создаются стратегии компаний.

Встреча проходила в формате «контекст-менеджмент». Одна из его особенностей — генерация и выбор идей с участием фокус-группы, состоящей из экспертов в различных областях. Другими словами, это своеобразный «суд присяжных», в который входят представители власти, бизнеса, спорта. Вместе они выбрали те направления и задачи, которые будет необходимо реализовать Ассоциации предпринимателей РБ.

Тренды

Поскольку сфера деятельности АПРБ достаточно обширна, а программа развития рассчитана на следующие 15 лет, её разработку начали с определения трендов, которые будут преобладать в стране и в мире в ближайшем будущем. Именно они лягут в основу будущей стратегии Ассоциации.

На этом этапе было выделено более 20 трендов, которыми, по мнению участников фокус-группы, будет жить Земля в ближайшие три пятилетки. К таковым эксперты отнесли:

  • нарастание объёмов информации и скорости её обработки;
  • гиперспециализацию;
  • роботизацию;
  • уберизацию;
  • глобализацию;
  • развитие малых сообществ;
  • интеграцию и дезинтеграцию;
  • атомизацию;
  • трансформацию института семьи;
  • «дивёрсити» или справедливость во всём;
  • увеличение продолжительности жизни и как следствие — рост числа пенсионеров;
  • здоровый образ жизни;
  • снижение качества продуктов питания;
  • ухудшение экологической ситуации;
  • мобильность людей;
  • потеря смысла труда и высвобождение времени;
  • социальные сети;
  • возобновляемые источники энергии;
  • виртуальная реальность;
  • поиск новых смыслов жизни и другие.

Подчеркнём, что данные тенденции были названы участниками стратегической сессии и могут отличаться от представляемой остальными картины мира.

Роль и место Ассоциации предпринимателей РБ в трендах будущего

На следующем этапе экспертам предстояло определить роль АПРБ в названой ими картине мира. Принцип такой же — для каждого тренда предлагается один или несколько вариантов возможного участия Ассоциации и её членов.

Другими словами, фокус-группа придумывает проект в рамках актуальной тенденции будущего, решение проблемы или способ участия АПРБ в данном направлении. То есть это может быть или новый вид деятельности в рамках сообщества, или партнёрство, или целая подпрограмма с привлечением сторонних участников. При этом каждое из решений является долгосрочным.

Например, должна ли Ассоциация предпринимателей Республики Башкортостан следовать тренду роботизации или, напротив, обеспечить сохранение рабочих мест или создание новых. В таком ключе прошли обсуждения во второй части стратегической сессии.

Часть сгенерированных идей можно выразить в конкретных формулировках.Так, АПРБ может стать лидером в предоставлении бизнес-знаний деловому сообществу и реализовать потребности в личном общении между его участниками. Ассоциация в будущем будет представлена в виртуальной реальности.

Кроме того, фокус-группа полагает, что объединение через 15 лет сможет быстро воплощать в реальность любые идеи, обзаведётся собственными медицинским центром, агропарком и «убером».Также Ассоциация предпринимателей Республики Башкортостан будет заниматься развитием экологической среды и популяризацией семейных ценностей. Для людей, попавших под сокращение, будет создан Центр адаптации к творчеству.А благодаря повышению производительностивозможной станет оптимальная занятость населения Башкирии и страны в целом. В этом случае речь идёт о сокращении трудового дня при сохранении и росте уровня дохода.

Следуя трендам, будет создан Центр делового туризма и программа, направленная на формирование смысла жизни для граждан пенсионного возраста.

И, конечно, АПРБ займётся популяризацией предпринимательства.

Эти и некоторые другие направления были озвучены экспертами в качестве возможных ролей Ассоциации на следующие 15 лет.

Задачи АПРБ

Поскольку Ассоциация предпринимателей Республики Башкортостан — некоммерческое общественное объединение, его роль заключается в налаживании «мостов» между отдельными людьми и структурами, исходя из потребностей обеих сторон. Разработанная в рамках стратегической сессии программа тесно связана с так называемой «Стратегией 2035», предполагающей определенный курс нашей страны.

Поэтому всё описанное здесь — не фантазии на заданную тему, а реальная работа, которая через несколько месяцев будет воплощена в документ. Его АПРБ представит в Минэкономразвития, а непосредственно для сообщества и его участников он станет некой хартией, которая и определит существование организации как минимум в следующее десятилетие.

На последнем этапе фокус-группе предстояло придать озвученным идеям смысл. То есть определить, почему ассоциация может (и может ли вообще) реализовать этот проект и что для этого требуется сделать.

По каждому из направлений было описано от двух до шести задач. Из них были выбраны наиболее приоритетные: каждый участник отмечал ту, которую считал важнее остальных.

Ключевыми задачами АПРБ, по мнению, экспертов станут:

  1. Поддержка предприятий с экопроизводством. Подразумеваются не только органические продукты, но компании, заботящиеся об окружающей среде;
  2. Программа развития творчества. Здесь речь идёт о получении людьми новых навыков и возможностей для самореализации, переориентации в профессиональном плане;
  3. Создание системы передачи знаний;
  4. Бизнес-миссии. Для расширения сети партнёров и собственных возможностей представители Ассоциации отравятся в другие регионы и страны. Сегодня уже созданы представительства в ПФО;
  5. Проведение мероприятия как решение проблемы потребности в общении представителей делового сообщества;
  6. Поиск, подбор и подготовка специалистов в области информационных технологий;
  7. Создание банка идей;
  8. Создание системы компетенций с привлечением экспертов для решения различного рода задач;
  9. Привлечение заказчиков в рамках реализации проекта уберизации или платформы, соединяющей клиентов и исполнителей;
  10. Продвижение себя как сообщества;
  11. Создание научно-образовательной площадки с целью объединить бизнес и науку;
  12. Продолжение проекта «Мастерская начинающего предпринимателя»;
  13. Антикризисная поддержка предпринимателей на грани банкротства;
  14. Создание экспертной базы по каждому из направлений;
  15. Упорядочивание активностей с нацеленностью на результат;
  16. Усиление влияния на принятие законов и формирование среды, способствующих развитию бизнеса в стране.

Выводы

Данный формат мероприятия наглядно показывает, как от идеи можно прийти к конкретным действиям. Это всего лишь малая часть будущей программы АПРБ, в рамках которой она будет продолжать свою деятельность. Но даже толика информации даёт понять, как большие компании планируют своё развитие и существование в перспективе десятилетий.

Именно стратегическое мышление отличает предпринимателя и руководителя от всех остальных. Но об этом мы расскажем в следующий раз.

Автор: Виталий Швецов