Сегодня, когда рынок так остро нуждается в новых товарах и услугах, открытие собственного дела для многих становится особенно привлекательным. Это подтверждает и статистика. Так, по данным «РБК-Уфа», в Республике Башкортостан в этом году спрос на покупку франшизы вырос – за год объём сделок увеличился на 16%. Но какой бы положительной ни была статистика, перед тем как принять решение по запуску собственного бизнеса, всё же необходимо взвесить все «за» и «против», и в том числе погрузиться в особенности развития экономики региона.
О том, чем может быть привлекателен франчайзинг сегодня и к каким минусам стоит быть готовым заранее, рассказывает Карина Гудова, руководитель департамента развития каналов продаж фабрики «Кухонный Двор», которая давно и успешно работает с более чем 67 франчайзи по всей России.
Чем привлекательна франшиза?
Быстро и доступно. Основное достоинство приобретения франшизы – это существенная экономия финансовых и временных ресурсов перед запуском бизнеса. За счёт того, что франшиза предполагает покупку уже почти готового бизнеса, на подготовительные работы – от момента принятия решения и до запуска работы, может уйти всего 2–3 месяца. В частности, таким быстрым срокам способствуют несколько факторов.
Во-первых, предпринимателю не нужно организовывать такие процессы, как поиск поставщиков, закупка оборудования и налаживание производственных мощностей с нуля – ведь об этом уже позаботился франчайзер.
Во-вторых, заниматься разработкой моделей и заново продумывать общую концепцию производства не потребуется, так как сам производитель предоставляет готовый продукт.
В-третьих, франшиза, чаще всего, закрывает один из основных вопросов бизнеса, подразумевающего наличие склада – хранением запасов готовой продукции занимается головная компания.
Благодаря этому франчайзи экономит как время, так и финансовые ресурсы. Кроме того, франчайзинговая модель бизнеса даёт возможность выбора объёма инвестиций, исходя из того, сколько вы готовы вложить – можно приобрести как небольшую франшизу с минимальными вложениями, так и побольше, если вы готовы играть по-крупному.
Например, в мебельной сфере объёмы инвестиций в среднем могут варьироваться от 1 млн до 3 млн рублей и более, в зависимости от деталей. При этом, согласно нашему опыту, франчайзи могут менее чем за год выйти на прибыль в несколько сотен тысяч рублей.
Активное развитие и привлекательные предложения. Крупные компании, а также компании, занявшие освободившиеся ниши после ухода зарубежных брендов, нацелены на активное развитие и расширение географии своего присутствия. Поэтому многие бренды сегодня предлагают франшизы с привлекательными условиями, заточенными под конкретный регион, что стимулирует активное развитие отрасли по всей стране.
Так, согласно исследованию, доля франчайзеров в регионах России составляет 73%, а интерес к франчайзингу увеличился на 67% на начало 2023 года. Несмотря на то, что, например, в Башкирии и Уфе, в частности, многие известные бренды уже представлены, потенциал развития франчайзинга здесь всё ещё остаётся большим и каталоги франшиз регулярно пополняются новыми предложениями.
Закрепившийся имидж. Репутация франшизы равна репутации бренда, что является неоспоримым плюсом для тех, кто хочет открыть бизнес и сразу реализовать продукцию. Ведь положительный и устоявшийся имидж бренда – это уже залог успеха с точки зрения дальнейшего развития бизнеса.
Чтобы сделать бренд известным и получить репутацию надёжного производителя, требуются годы работы, маркетинговые и рекламные стратегии, а главное – огромные финансовые вложения.
Формат франшизы сильно облегчает задачу популяризации бизнеса, так как крупные компании чаще всего уже имеют наработанный имидж, а своим франчайзи предоставляют необходимые инструменты для дальнейших маркетинговых кампаний.
Наличие подстраховки. Запуск собственного бизнеса всегда влечёт за собой ряд рисков. В особенности предприниматели беспокоятся о финансовых вложениях на начальных этапах основания компании. С этой точки зрения франчайзинговая модель более предсказуема, так как головная компания в большинстве случаев предлагает план развития франшизы и делиться опытом.
Франчайзеры всегда готовы рассказать своим франчайзи обо всех нюансах работы, поделиться советами и помочь в затруднительных ситуациях, ведь они сами заинтересованы в эффективности и росте продаж. Франчайзи и франчайзер руководят бизнесом вместе, поэтому в случае каких-либо трудностей риски диверсифицируются.
Каковы теневые стороны франшизы?
Ограниченный спектр маневров. Отсутствие свободы действий предпринимателя – то, из-за чего иногда отказываются от франчайзинга. Стремление к обновлениям, собственное видение бизнес-процессов или изменения на производстве часто ограничены рамками франчайзеров, которые уже наладили весь функционал. При этом, например, тот, кто приходит в мебельную промышленность, хочет быть уверен в качестве своего продукта, а также успевать за новыми тенденциями моды. В этом случае франчайзи действительно не сможет повлиять на изменение дизайна производимой мебели, но стоит понимать, что крупные компании хорошо знакомы с понятием «быстрой моды», поэтому сами активно вводят новые продукты и адаптируют уже имеющиеся дизайны.
Конкуренция и спрос. Большая конкуренция на рынке может остановить от приобретения франшиз. Уход иностранных компаний действительно освободил большую часть рынка, но за 2022–2023 гг. некоторые отечественные компании уже успели стать фаворитами покупателей, и зачастую кажется, что соревноваться с ними будет очень тяжело. Кроме того, возможность догнать и преодолеть конкурентов зависит от сферы деятельности и внешних факторов, например, условий в конкретном регионе – уровня платёжеспособности населения и уровня спроса.
Поэтому крайне важно грамотно проанализировать все показатели и суметь создать наиболее правильное предложение. Однако, с точки зрения конкуренции, именно мебельный франчайзинг имеет большое преимущество. Мебель нужна всем и везде, и это тот самый случай, когда франчайзи будет получать стабильную прибыль вне зависимости от внешних факторов.
Люди покупают мебель, чтобы обновить интерьер, обставить новое жильё, заменить старые модели, поэтому инвестора точно ждёт стабильный сбыт продукции. Именно спрос рождает предложение, а возможность и желание приобретать мебель сохраняется вне зависимости от внешних факторов.
Полное и интенсивное погружение. Нужно быть готовым с головой погрузиться в изучение всех существующих принципов работы франчайзера: оперативно исследовать бизнес-процессы и принципы работы с поставщиками, узнать об аспектах производства, на личном опыте убедиться в качестве предоставляемой продукции.
А кроме того, франчайзи должен быть в курсе всех тенденций и особенностей бизнеса – и это не тот опыт, который будет появляться постепенно и на личных примерах, как по мере открытия собственного дела, но огромный массив знаний, который придётся получить в кратчайшие сроки.
Что в итоге?
Как показывают опыт и статистика, франшиза имеет большое количество плюсов, и они особенно привлекательны в современных условиях меняющейся реальности – в том числе свободные ниши на рынке и выгодные условия от головных компаний. Есть ли сложности или недостатки у франчайзинговой модели бизнеса? Да, безусловно, есть, как и у любого другого бизнеса. И, наверное, франшиза действительно не подойдёт тем, кто хочет полной независимости или возможности внесения в дело своих индивидуальных задумок.
Однако, если вы готовы принимать правила игры, у вас есть определённые навыки ведения бизнеса и ресурсы для оперативного погружения в дело, то сейчас самое время для приобретения франшизы.
Успехов вам на пути к запуску своего бизнеса, независимо от направления и сферы деятельности!