На заседании рабочей группы по модернизации НДС налоговых ведомств стран БРИКС обсудили вопросы модернизации системы администрирования НДС.
Открывая заседание, начальник Управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России Елисей Балта отметил, что рассматриваемая тема сфокусирована на механизмах борьбы с теневой экономикой и повышении сервисной составляющей в администрировании НДС. Для достижения этой цели необходимо рассматривать не только вопросы налоговой политики, но и учитывать роль цифровых технологий.
«Общее стремление всех налоговых органов – это исчисление НДС в реальном времени. Для этого важна прозрачность финансовых операций. Только благодаря этому мы можем закрывать налоговый разрыв в НДС и противостоять мошенничеству с ним», – заявил начальник отдела разработки и архитектуры продуктов ЮАР Уоррен Хиро.
Для реализации столь масштабной цели современные налоговые администрации должны начать выявлять риски с той же скоростью. Для этого нужно перейти от выявления рисков по правилам к их обнаружению в поведении контрагентов.
«То есть мы должны совершенно по-другому начать смотреть на управление рисками и начать заниматься ими в реальном времени», – подчеркнул спикер.
Иранские коллеги поделились опытом внедрения НДС в своей стране. Они отметили, что при администрировании этого налога важно решить, кто будет его отражать – продающая или покупающая сторона, а также кто должен его подтверждать. Руководитель Высшего налогового совета Национальной налоговой администрации Ирана Мохаммад Багзегари выразил надежду на применение успешных практических наработок ФНС России в совершенствовании иранского налогового администрирования.
Проект модели зрелости администрирования НДС представил директор департамента международных проектов АО «ГНИВЦ» Антон Баранов. В её основе – взаимодействие между налогоплательщиком и налоговой администрацией: в каком виде, в каком составе и как быстро налогоплательщики передают свои данные. Модель состоит из пяти уровней: от доцифрового взаимодействия до администрирования налога в момент финансовой операции. На первом уровне – бумажный документооборот, на втором вводится обязательность электронных документов с предоставлением информации о покупках и продажах. На третьем начинает действовать требование об использовании электронных счетов-фактур, на четвёртом – налоговые органы обладают всей информацией для расчёта налоговых обязательств за налогоплательщика. На последнем уровне НДС выделяется в момент транзакции, а его уплата гарантируется.
Уоррен Хиро также напомнил порядок разработки проекта. Так, российские специалисты создадут модель зрелости администрирования НДС. Коллеги из Ирана на основе обмена лучшими практиками составят итоговый отчёт и разработают уточнённый опросник. На основе этих данных налоговая администрация ЮАР займётся блоком по экосистеме модернизации НДС.
Созданный рабочей группой проект по модернизации НДС нацелен на разработку руководства по расширению возможностей и глобальному сотрудничеству в области модернизации НДС. Итогом работы в трёхлетней перспективе станут описание экосистемы модернизации НДС, выпуск сводного отчёта с обзором лучших передовых практик в странах БРИКС в части администрирования НДС и модель зрелости системы администрирования НДС. Проект позволит ознакомиться с существующими в странах БРИКС инновациями в администрировании НДС, а также откроет возможности применения передовых практик и трансграничной гармонизации для борьбы с теневой экономикой и обеспечения большей прозрачности в транзакциях B2B и B2C сегментов.
Источник материала: