Начнем со старого, но очень точного анекдота: встречаются два знакомых еврея и один говорит другому: «Изя, ну что, ты таки уже устроился или ещё работаешь?» В этой фразе чётко отражены сразу два желания многих людей – устроиться в жизни и не работать! Под «устроиться» подразумевается какое-то собственное дело, которое позволяет жить благополучной жизнью, приобрести недвижимость или вложиться в ценные бумаги – так или иначе получать так называемый «пассивный доход». Идея не новая, но здравая! Почему же это получается далеко не у всех?

Антон Горбачёв – управляющий ТКЦ «ULTRA», предприниматель

Антон Горбачёв

управляющий ТКЦ ULTRA, предприниматель

Сразу обозначим, что в этой статье разговор пойдёт про рутину и достаточно традиционные сферы малого и микробизнеса, услуги, торговлю, не про стартапы и биткойны, и не про холдинги и корпорации, – про это отдельные статьи писать нужно.

Итак, несколько слов о размере и сути бизнес-предприятия. Существующие налоговые режимы нашей страны создают ряд действительно льготных режимов для ведения микробизнеса и самозанятых:
Если выручка составляет от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей в месяц, – то это даже не микробизнес, а самозанятость – люди не работают на кого-то, работают на себя, но чистые доходы в среднем по году сравнимы с зарплатой. Часто это бывшие наёмные менеджеры, решившие что они уже достаточно «в теме», и открывающие собственное дело. Но управлять чужими процессами/деньгами и своими – две разных истории. Это первая ступенька, позволяющая получить бесценный опыт, но, к сожалению, часто и последняя.

Вторая ступень: микробизнес – выручка больше, чем у самозанятых, может достигать пару-тройку млн рублей в месяц, открыто уже несколько торговых точек, количество происходящих процессов соответственно гораздо выше. Собственника уже на всё не хватает, сотрудников требуется всё больше и больше, и тут выясняется, что часть людей бесконечно учится, часть стали коучами, тренерами, менторами и сами пафосно учат, а работать некому! Разные причины: и ожидания с зарплатой не совпадают, и получать хотят, а не зарабатывать, и сами собственники бывает недостаточно ценят тех, кто реально пашет и приносит прибыль – в итоге даже в микробизнес переходить некому, одни самозанятые. Бизнесы, которым более 7-10 лет можно пересчитать по пальцам, а 80-90% проектов закрывается в течении первого года или перепрофилируется.

Огромное количество предпринимателей начиная свое дело пребывает в эйфории и в ожидании доходов даже не предполагают иных результатов! Спрашиваешь про «срок плановых убытков», ответы поражают: «не закладывали», «не думали», «не будет убытков»… Соответственно раз абсолютно не предусматривалось, не обсуждалось, то и нет готовности, когда что-то пойдёт не так. В целом невысокая предпринимательская культура, реально на ровном месте люди устраивают себе проблемы: не оценивают перспективы, не составляют бизнес-планы, не читают договора, не знакомы с гражданским кодексом, экономят на консультантах, юристах, дизайнерах. Удивительно, но экономя 10 тысяч рублей на юристе, спокойно лезут в многомиллионные кредиты, подписывают договора аренды на сотни тысяч рублей ежемесячно! Не закажут профессиональный проект или дизайн, но заложат имущество – вот такая интересная особенность предпринимательского характера.

И в периоды подъёма экономики, постоянно растущего потребления — прокатывало! Отсутствие опыта, ошибки и недоработки, неоправданный риск компенсировались большим ростом продаж, меньшей конкурентной средой. Сейчас же ситуация изменилась, давят объёмом и профессионализмом большие международные/федеральные компании, отбирает покупателя интернет-торговля, покупательская способность оставляет желать лучшего, – выигрывает более креативный предприниматель, который сам постоянно растёт, развивает личный брендинг, новые каналы и инструменты продаж, уделяет огромное внимание маркетингу, консалтингу.

Ещё одна очень актуальная утопия – покупка франшизы, – предприниматели думают, что купили «упакованный бизнес» и всё, жизнь удалась. Вон как красиво всё оформлено! Конечно, от профессиональной упаковки и стильного дизайна огромная польза, но работать-то дальше самим. Да и сопровождение франшизы часто оставляет желать лучшего, нередки ситуации, когда «продали франшизу и забыли», но здесь мы опять возвращаемся к личной ответственности за своё дело, за подписанные договора.

Конечно же ещё важны и личностные качества человека, себя обмануть очень легко, и пока предприниматель обвиняет в неудачах правительство, кризис, сотрудников, партнёров, франшизу, – он обманывает себя. Обычно то, что не позволило сделать карьеру на работе, то и не позволяет сделать бизнес. И чем откровеннее состоится разговор по душам с самим собой, тем больше шансов на успешные проекты. А кто-то реально бывает, например, слишком добрый для бизнеса, а бизнес – это война, сражение за сражением, битва за битвой. С конкурентами, поставщиками, чиновниками, обстоятельствами, своими эмоциями – да, для большого успеха и над самим собой надо одержать не одну победу!