Агентство стратегических инициатив (АСИ) продолжает публикацию серии отраслевых исследований, посвящённых креативным индустриям России. Всего запланировано 12 материалов, охватывающих ключевые направления креативной экономики.

Креативный потенциал звука

Ранее Агентством были опубликованы исследование про кино, анимацию и индустрию видеоигр. Четвёртое исследование цикла посвящено музыкальной отрасли. Оно включает шесть разделов, которые анализируют текущее положение дел, зоны роста, экспортный потенциал и меры поддержки. Исследование доступно по ссылке.

«У российской музыкальной индустрии огромный потенциал – не только в сфере исполнительского мастерства, но и в более широком контексте: это и саунд-дизайн, и продакшн, и вся система создания контента. Музыка – это не только искусство, но и важная часть экономики, способная занять свое место на глобальном рынке и повысить мировой интерес к российским креативным индустриям при грамотном межотраслевом балансе. Кроме того, российская музыкальная индустрия может усилить позиции на рынках Китая, Индии, Бразилии, стран СНГ и Азии», – говорит директор центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде.

В исследовании отражено как текущее состояние отрасли, так и перспективы до 2030 года. В 2023 году отрасль принесла 72 млрд рублей выручки, обеспечила работой 205,5 тыс. человек и составила 0,034% ВВП, при этом экспорт музыкального контента достиг лишь 2,2 млн долларов. Однако к 2030 году ожидается двукратный рост доли в ВВП (до 0,07%), увеличение выручки до 148 млрд рублей и экспорта до 35 млн долларов. Этому должны поспособствовать меры по развитию региональной инфраструктуры, модернизации образования, созданию цифровых платформ и усилению поддержки музыкальных талантов, особенно с ориентацией на экспорт.

«Для компании «Национальная федерация музыкальной индустрии» (НФМИ) современный музыкальный рынок – это, прежде всего, рынок музыкального стриминга, который растёт темпами, опережающими среднемировые. По оценкам НФМИ, российский рынок музыкального стриминга вырос за прошлый год на 47,8% (до 37,61 млрд руб.), опережая мировые темпы роста, с долей отечественных сервисов 96,9% («Яндекс Музыка», VK Музыка, «Звук», «МТС Музыка»). При этом, на наш взгляд, остаются некоторые сложности, в числе которых отсутствие правовой защиты инвестиций в творческие продукты и риски от генеративного ИИ, снижающего доходы артистов и угрожающего выполнению Концепции креативных индустрий. Эти проблемы требуют регуляторного решения для защиты контента, созданного человеком. Первая проблема может быть решена с помощью конструкции опционов на производство творческого репертуара, вторая – путём отказа от охраноспособности и монетизации контента, созданного полностью ИИ», – делится генеральный директор Ассоциации музыкальных компаний НФМИ Никита Данилов.

Сейчас отрасль охватывает четыре кода ОКВЭД, но исследователи предлагают расширить классификатор, включив деятельность концертных организаций, музыкантов и стриминговых сервисов. Это позволит точнее учитывать вклад отрасли, упростит адресную поддержку бизнеса через гранты и льготы, привлечёт инвестиции за счёт чёткой сегментации рынка и создаст основу для специализированных регуляторных решений, поскольку сейчас ключевые направления музыкальной индустрии статистически «растворяются» среди других сфер (например, стриминг учитывается с IT-компаниями, а музыканты – с самозанятыми), что искажает реальные масштабы отрасли и ограничивает её видимость в приоритетах государственной поддержки.

У музыкальной отрасли отмечается значительный потенциал – как внутри страны, так и за её пределами. Реализация предложенных инициатив поможет ускорить её развитие. Эксперты и представители индустрии считают, что для развития требуется комплекс мер. В их числе создание концертных площадок и студий в регионах, разработка цифровой платформы для бронирования площадок по всей стране, модернизация образовательных программ для музыкальных менеджеров с практической направленностью, увеличение льгот для работников сферы, упрощение системы грантовой поддержки и организация международных музыкальных фестивалей.

АСИ реализует комплексный подход к развитию креативных индустрий. В рамках сотрудничества с Минэкономразвития АСИ отвечает за разработку и координацию мер поддержки, а также ведёт активную работу с профильными федеральными органами власти и представителями ключевых отраслей. Особое внимание уделяется созданию дорожных карт и формированию системных решений, направленных на достижение стратегических показателей отраслевого роста.

Источник материала: