Семьдесят шесть регионов России заинтересованы в системном развитии промышленного туризма и подали заявки на участие во всероссийской образовательной программе «Открытая промышленность».

По итогам заявочной кампании 8 новых субъектов, ранее не принимавших участие в программе, выразили желание развивать промышленный туризм в своих регионах. Среди них Ленинградская область, Тверская область, Республика Алтай, Республика Ингушетия, Республика Хакасия и Чукотский автономный округ. Также новые регионы – Донецкая Народная Республика и Запорожская область, для которых участие в программе позволит не только получить новые знания и компетенции, но и реализовывать проекты промышленного туризма в будущем.

Расширение географии участников программы свидетельствует, что все больше субъектов Российской Федерации видят в промышленном туризме эффективный инструмент решения своих социально-экономических задач. Ежегодный тренд на прирост количества регионов, вовлечённых в программу, подтверждает её актуальность и демонстрирует стабильный интерес со стороны региональных властей, промышленных предприятий, туроператоров и туристов. За 4 года реализации программы охвачен 81 регион России.

Ключевыми задачами участия в программе, отмеченными представителями региональных органов исполнительной власти, стали развитие туризма (25% всех заявок) и профориентация молодёжи (22%), далее идут продвижение промышленного потенциала региона (19%), инвестиционного потенциала (14%), реализация бизнес-миссий, обмен опытом (12%) и экологическое просвещение (7%).

Организаторы получили 930 заявок на участие от сотрудников предприятий, представителей туристических организаций и региональных администраций.

Лидерами по числу зарегистрированных участников стали Москва (42 человека), Пермский край (37), Омская (36), Свердловская (36) и Челябинская (31) области. Эти регионы уже активно участвуют в развитии промышленного туризма. Неудивительно, что регионы-участники программы продолжают развивать промышленный туризм. Так, в Пермском крае с 2021 года интерес к промышленному туризму вырос в 17 раз (с 5000 промышленных туристов в 2021 до 86 000 за неполный 2024 год). В Челябинской области за первое полугодие 2024 года промышленные предприятия посетило 33 500 туристов, что на 30% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

В этом году установленная квота для прохождения обучения и получение компетенций – 300 человек. Конкурс на участие в программе составил 3,1 человека на место, в очередной раз подчеркнув востребованность и высокий интерес к программе.

Более 50% всех заявок принято от представителей промышленных предприятий, из них подавляющее большинство – малый и средний бизнес (с числом сотрудников от 100 до 500 человек). Небольшие компании видят потенциал в промышленном туризме как эффективном способе привлечения внимания к своей продукции и укрепления своего бренда.

Особого внимания заслуживает разнообразие отраслей промышленности, подавших заявки на участие в программе. Лидерами по вовлечённости стали предприятия машиностроения, пищевой, химической, топливно-энергетической и лёгкой промышленности. Мы видим, что практически любая отрасль может привлечь интерес туристов, с учётом грамотно организованной экскурсионной программы и демонстрации деталей технологии производства.

Всё большее число предприятий крупных холдингов готовы открывать свои проходные для школьников, студентов и туристов. К примеру, «ФосАгро» является одним из мировых лидеров в производстве удобрений, отмечает 95-летие своего флагмана в Хибинах и предлагает бесплатное посещение корпоративного музея. «ЕвроХим» построил первое калийное предприятие за 30 лет, добыв 9,6 млн тонн руды. «АЛРОСА» добывает каждый третий алмаз в мире, а «Москвич» возродил производство современных автомобилей и перешёл на полный цикл выпуска. Открывая свои двери, предприятия видят в этом эффективный инструмент профориентации школьников и привлечения кадров в промышленность.

Программа также привлекает и менее крупные предприятия по всей стране. Участником от Чукотского автономного округа, впервые участвующем в этом году, станет предприятие «Живая зелень», которое ежедневно собирает до полутонны огурцов в условиях сурового климата и сложной логистики региона. Собский рыбоводный завод на Ямале, единственный в Арктике, уже выпустил 110 миллионов мальков ценных сиговых рыб в водоёмы региона. В Крыму Агрофирма «Тургеневская» располагает крупнейшими плантациями роз и лавандовых полей, став важной частью туристического ландшафта. «Сад-Гигант» – крупнейшее садоводческое хозяйство на Северном Кавказе, в этом году планирует собрать 60 тысяч тонн яблок. «МедИнж» – крупнейший производитель медицинских имплантатов для кардиохирургии, нейрохирургии и других направлений, а его продукция экспортируется в 25 стран мира. Фабрика игрушек «Весна» выпускает 800 000 игрушек в год и остаётся одной из старейших в России, продолжая добрые традиции нашей страны.

25% заявок поступило от представителей органов исполнительной власти. Почти 10% участников – представители туриндустрии (туроператоры, объекты показа), а оставшиеся 15% – учебные заведения и общественные организации.

В рамках подачи заявок потенциальные участники обозначили ключевые проблемы, которые они стремятся решить с помощью развития промышленного туризма. Среди них – дефицит кадров в отраслях промышленности, необходимость развития инфраструктуры и повышения качества предоставляемых услуг, привлечение инвестиций в промышленность, улучшение международного сотрудничества и усиление коммуникации для продвижения брендов предприятий. Промышленный туризм позволяет не только повысить интерес к самим предприятиям, но и решить стратегические задачи.

По итогам обучения участники программы «Открытая промышленность» получат удостоверение о повышении квалификации по программе дополнительного образования «Организация промышленного туризма». Получат новые компетенции и навыки по развитию промышленного туризма. Промышленные предприятия разработают познавательные экскурсии, профориентационные программы, стажировки и тематические маршруты. Эти проекты будут поддержаны на федеральном уровне и включены в профориентационные программы. Регионы разработают стратегии и дорожные карты для продвижения промышленного туризма, организуя фестивали, новые индустриальные маршруты и креативные акции, способствующие развитию промышленного потенциала.

Напомним, программа «Открытая промышленность» – масштабная всероссийская программа, направленная на продвижение технологического и кадрового потенциала российских производителей. Реализуемая уже четвёртый год, она формирует новую политику открытости и способствует привлечению кадров на предприятия. В 2023 году более 1,4 млн человек посетили промышленные экскурсии, в 2024 году планируется превысить отметку в 2 млн. Программа охватывает свыше 1000 предприятий по всей России. Для удобства выбора и бронирования промышленных экскурсий АСИ создан онлайн-путеводитель по маршрутам промышленного туризма «Все – на завод!»

Источник материала: