Центр объединит ресурсы государственных и частных лидеров образования, бизнеса, власти и других заинтересованных сторон для обновления системы допобразования с учётом социально-экономических приоритетов регионов. Создать такую структуру поручил Владимир Путин по итогам заседания наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) в декабре прошлого года. Какие практики и инструменты должен включать такой центр, обсудили участники лаборатории «Открытое дополнительное образование» интенсива «Архипелаг 2022».

Открытое дополнительное образование

фото: АСИ

«В основе деятельности Центра должна быть сервисная модель для ключевых целевых групп – поиск возможных решений, практик, инструментов и программ под системные запросы корпораций, предприятий реального сектора экономики, лидеров частных практик, государственных и муниципальных систем дополнительного образования детей», – отметил директор практики «Образование» дивизиона «Качество жизни» АСИ Борис Соловьёв.

По его словам, сейчас в профессиональном самоопределении детей и подростков эксперты фиксируют несколько проблем. 70% школьников 6–11 классов выбирают будущую профессию неосознанно. 90% учеников не представляют, в какой сфере хотели бы работать, и не знают, как искать ответ на этот вопрос. А среди школьников, которые уже выбрали будущую специальность, 68% не имели представления о конкретных программах, которые они должны для неё осваивать.

Также эксперты отмечают монополию госсектора в образовании, как по числу действующих организаций (95%), так и по числу реализуемых ими образовательных программ (99%). Некоторые корпоративные структуры открывают собственные фонды, которые реализуют образовательные программы по работе с детьми и молодёжью. Это, например, «Росатом», «Роснано», ОАО «РЖД», «Газпром», «Роснефть», «Роскосмос», «Татнефть», Сбер.

«В большей мере их взаимодействие с организациями общего и дополнительного образования интерпретируется как социальная работа, корпоративная социальная ответственность, хотя могло бы стать деятельностью по опережающему формированию кадрового резерва», – отметил Борис Соловьёв.

По словам участников лаборатории, такие компании должны стать амбассадорами Национального центра дополнительного открытого образования.

«Корпорации, которые уже вовлечены в тему школьных стажировок, могли бы вовлекать эту работу другие крупные компании, рассказывать, почему это важно», – считает лидер поддержанного АСИ проекта «Академия будущего KIDSDEV» Ирина Леонтьева.

С таким мнением согласен директор направления по связям с вузами VK Сергей Марданов.

«Ключевой запрос к центру на данный момент – это создание коммуникационной среды для обмена опытом и мнениями между корпорациями, реализующими образовательные проекты, и экспертами из профессионального педагогического сообщества», – сказал Сергей Марданов.

По мнению начальника отдела обучения и профориентации детей департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Надежды Сафиной, акцент в дополнительном образовании нужно сделать на технические, инженерные специальности.

«К сожалению, мы уже несколько лет подряд наблюдаем за снижением выбора школьниками при сдаче ЕГЭ инженерных дисциплин. Если такая тенденция в ближайшее время сохранится, будет дефицит специалистов технической направленности, что приведет к кризису и истощению кадрового резерва. Уже сегодня многие компании, предвидя такие проблемы, придумывают и реализуют проекты по развитию в школьниках потенциально востребованных компетенций. Для внедрения, систематизации и трансляции таких лучших практик необходимо это делать на государственном уровне», – сказала Надежда Сафина.

«Национальный сетевой центр открытого дополнительного образования станет сервисом регионального развития только в случае создания единой федеральной платформы», – подтвердил замминистра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Владимир Балакин.

Кроме того, центр может стать «кремниевой долиной» для педагогов, где они будут повышать свои компетенции, а также предлагать и продвигать свои программы по повышению квалификации.

Источник материала: