Перспективы развития малого бизнеса на ближайшее время бьют все рекорды пессимизма. Нет ни одного мало-мальски понятного фактора, который бы говорил об обратном.

Путь предпринимателя

Рустем Фатхуллин

президент Ассоциации предпринимателей Республики Башкортостан

Деловая активность в секторе малого и среднего бизнеса России снижается, и, начиная со второго полугодия 2018 года, по данным индекса RSBI (Russian Small Business Index) – находится ниже 50 пунктов. Как сообщает РБК , снижение компонента продаж в 4 квартале 2018 года достигло минус 3,5 пункта. Перспективы для малых предприятий на 2019 год оцениваются теперь как «умеренно негативные» – следует из ежеквартального исследования Опоры РоссииПромсвязьбанка и агентства Magram Market Research.

Предприниматели уже не ждут хороших новостей, а вынуждены приспосабливаться и встраиваться в современные реалии. Доходы населения падают, цены на энергоносители растут, жизнь дорожает. И всё это на фоне повышения НДС в общей тенденции снижения продаж у малого бизнеса, введения налогов для самозанятых, повышения пенсионного возраста и увеличения тарифов на услуги ЖКХ. Возможно, в таких условиях останется только выживать, сокращая свои затраты и расходы.

На встречах Ассоциации предпринимателей Республики Башкортостан (АПРБ) с бизнес-сообществом всё чаще и чаще слышатся запросы на простые и понятные способы решения проблем малого бизнеса. В данной статье я хочу рассказать про оптимизацию бизнеса на примере АПРБ, из опыта Рустема Фатхуллина.

Приведу три основных направления для снижения издержек, применимых сегодня в предпринимательстве, которые смогут помочь держаться малому бизнесу «на плаву» и поднять уровень рентабельности за счёт оптимизации внутренних резервов:

  • «Экономное продвижение» товаров и услуг на новые рынки;
  • Снижение затрат на обслуживание недвижимости;
  • Снижение затрат от закупочной деятельности. «Разумное инвестирование» в создание и формирование продуктов для своих внутренних процессов.

Далее, подробнее о том, как это сейчас реализуется в АПРБ.

Привлечь к своему продукту как можно больше потребителей – одна из наиболее трудных задач. Рекламные кампании, промо-акции и PR-технологии никто не отменял, да, они тоже работают. Но, вот насколько эффективно  это вопрос. Аудитория у телеэкранов, радиоприёмников, и в социальных сетях – крайне недоверчива и неоднородна. Маркетинговые исследования для продвижения своего товара или услуги стоят больших денег, которых просто нет у малого бизнеса. Как поступить предпринимателю, чтобы найти новых клиентов, покупателей и партнёров?

Проект АПРБ «Купеческий обоз», над которым сейчас идёт кропотливая работа, является примером «экономного продвижения». Предположим, вы производите продукцию, услуги или являетесь официальным дилером, дистрибьютором, и хотите, чтобы о вашем продукте узнали не только в республике, но и в других регионах, либо имеете потребность в открытии филиалов и представительств – тогда это один из наиболее возможных путей для расширения рынка сбыта.

«В 2018 году Ассоциацией предпринимателей Республики Башкортостан были открыты представительства в 13 регионах ПФО. На этот год нами запланировано посещение всех представительств с бизнес-миссией. Для формирования «Купеческого обоза» мы составляем реестр товаропроизводителей нашей республики. Цель проекта – привлечь для взаимодействия, сотрудничества и обмена информацией наибольшее количество юридических и физических лиц, заинтересованных в реализации своей продукции или услуг за пределами республики»

Инновационный путь для привлечения новых клиентов Рустем Фатхуллин видит в объединении предпринимателей в ассоциации, союзы и кооперативы. Смысл заключается в том, что сообщество само производит и само же и потребляет. И это не секрет, а реальность. Компания, например, вступившая в АПРБ, автоматически становится обладателем нескольких тысяч потенциальных клиентов — это работники самих предприятий, члены их семей, друзья, соседи и знакомые. А это огромный потенциал!

Теперь хочу перейти к снижению затрат на обслуживание недвижимости. Каким образом можно достичь уменьшения затрат?

«Использование такого ресурса предпринимателей и их бизнеса как недвижимость, привело нас когда-то к созданию службы для управления своим хозяйством. На начальном этапе, когда ряд предприятий объединились в сообщество, у нас стали появляться новые «общие» должности, такие как: завхоз, электрик и сантехник. Решили объединить наши внутренние потребности, и это позволило нам сэкономить. После, мы приняли ключевое на тот момент решение, и, вышли за рамки обслуживания недвижимости только нашего бизнеса. Тем самым, создав хозяйственную службу для нашего сообщества, было принято решение развить это как «продукт» – самостоятельный бизнес и услугу, чтобы предложить его на рынке другим компаниям и предпринимателям»

Как пример – экономия 10% от стоимости услуг за обслуживание офисов и зданий, в сравнении с той, которая была до вхождения предприятий в сообщество.

«На начальном этапе среди участников сообщества мы сформировали реестр недвижимости, чтобы узнать все нюансы и параметры зданий, сооружений и отдельных помещений. Выявили некоторые интересные, на тот момент, факты, например, что некоторая недвижимость вообще не используется предпринимателями, а наиболее значительная её часть используется неэффективно. Про те проблемы, что предпринимателям надо сдать/снять в аренду помещения или здания целиком – мы тогда ещё не задумывались, а видели свою задачу только в хозяйственном управлении всего недвижимого имущества»

Программы «Экономим вместе» и «Партнёры» опробованы уже на протяжении 5 лет в «ЕФ-ГРУПП». Участие предпринимателей в этих программах не были связаны с какими-либо членскими и другого рода взносами, так как изначально задумывались как структуры с горизонтальным управлением. Предприятия объединяли свои заявки и формировали общий пул для получения скидок от поставщиков, экономия была до 20% на отдельных позициях. А это, согласитесь, не мало.

Сейчас работа в этом направление ведётся в рамках АПРБ, позволяя экономить всем участникам ассоциации на покупке расходных материалов для оргтехники и канцтоваров; закупке продуктов питания для нужд компаний и семей сотрудников; обеспечение питьевой водой работников предприятия; логистике и транспорте; в «диалоге» с банками для получения кредитных ресурсов, РКО и пр.

Проект «Купонатор», где размещаются купоны на текущие предложения со скидками на товары и услуги – лишь дополняет вышеупомянутые программы, и делает их ещё интересными и привлекательными.

Про «разумное инвестирование» в сельхозпроизводство расскажу на простом примере из прошлых лет, когда весной у всех желающих из числа работников предприятий сообщества собирались средства на выращивание гусей и авансировались фермерам одного из районов республики. Как результат: на новогодних столах сотрудников были копчёные гуси самого высокого качества стоимостью в 60-70% от их рыночной цены.

В конце статьи хочу отметить, что объединение предпринимателей, предприятий и организаций в ассоциации, сообщества, кооперативы и союзы на локальном уровне для «экономного продвижения», оптимизации своих затрат и «разумного инвестирования» – это действительно антикризисный набор инструментов для бизнеса. Опробовано в АПРБ.

Автор: Андрей Гринберг