Рост выручки креативного сектора в России за 2023 год более чем в 2 раза превышает средние значения по экономике России. Такие данные следуют из результатов исследования, проведённого Центром развития креативной экономики АСИ совместно с НИУ ВШЭ, Рексофт Консалтинг, бюро креативных практик К22 и РОССТАТ.

Результаты исследований

Цифры озвучила директор ЦРКЭ АСИ Екатерина Черкес-заде в рамках всемирной конференции по креативной экономике (WCCE), которая проходила в Ташкенте 2–4 октября.

В своём выступлении Екатерина Черкес-заде отметила, что средний рост выручки по всей экономике России составляет 15,6% (в 2022 по сравнению с 2021), в то время как аналогичный показатель по креативному сектору составляет 28,6%. Также, согласно данным, озвученным ЦРКЭ, в креативном секторе на сегодняшний день заняты 4,6 миллиона россиян, что на 500 тысяч человек больше, чем в 2018 году.

Изучение экономических показателей креативных индустрий является частью большого индустриального исследования, запущенного ЦРКЭ в 2024 году в рамках исполнения поручений Президента РФ по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» 30 мая 2023 года. Его данные лягут в основу 12 дорожных карт развития креативных индустрий, которые определят ключевые цели всего сектора до 2030 года. Помимо дорожных карт на основе исследования будет создан классификатор креативной экономики, проведены её качественная и количественная диагностика.

«Наше исследование позволит системно оценивать креативную экономику в России и следить за её динамикой. Методология, которую мы разрабатываем, даст всестороннюю картину развития 16 индустрий и их влияния на смежные отрасли, позволит составить детальный портрет сообщества, с которым мы взаимодействуем, поможет определить ключевые драйверы и барьеры роста креативного бизнеса, выявит приоритетные точки для межотраслевых коллабораций. Важно отметить, что наш подход с самого начала создавался как универсальный. Следующим шагом станет его применение в рамках внедрения регионального стандарта. И конечно, мы готовы делиться опытом с другими странами. В рамках WCCE в Ташкенте мы делимся первыми результатами этого большого проекта», – прокомментировала Екатерина Черкес-заде.

Николай Ланцев, руководитель практики «Государственных и социальных инициатив» «Рексофт Консалтинг»:

«Стратегическое развитие креативных индустрий – общемировой тренд. В странах с развитой креативной экономикой её вклад составляет более 5% валовой добавленной стоимости. Россия системно работает с этим направлением, признавая его неограниченный потенциал: впервые разрабатываются дорожные карты развития креативных индустрий на федеральном уровне. Наши совместные разработки помогут государству и бизнесу оценить потенциал развития этого сектора и определить пути его развития, как на уровне страны, так и в регионах. Творческие индустрии не только приносят прибыль, но и формируют образ России как страны с развитым человеческим капиталом и комфортной средой для бизнеса.

Евгений Куценко, директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

«Управлять можно лишь тем, что поддаётся измерению, а, значит, осмыслению. Задача команды ВШЭ в этом проекте – сформировать систему оценки и мониторинга национального креативного сектора. Она нетривиальна в виду трёх факторов. Первое – разнородность и «многоликость» креативных индустрий («от балерины до айтишника»), которые важно не потерять усреднением. Будет создана «панель показателей», чтобы правильно отразить каждую отрасль в статистике. Второе – продолжающаяся дискуссия по поводу того, какие виды деятельности относятся к креативным. Здесь важно, как изучить зарубежный опыт, так и провести собственные расчёты. Отдельная задача – совместно с креативным сообществом обновить отраслевой классификатор. Третье – проникновение креативных индустрий в другие за счёт креативных товаров и профессий. Креативная экономика шире составляющих индустрий и её также необходимо измерить. Это исследование заложит надёжную основу для разработки государственной политики».

Источник материала: