Больше 290 идей из общего числа поступивших на форум «Сильные идеи для нового времени» подано по направлению «Технологическое развитие», куда принимаются инициативы по обеспечению технологического суверенитета страны.
Среди предложений – решения по созданию заправочных станций-аэродромов для беспилотников, мобильных дронопортов и пожарного БПЛА.
«Отрасль беспилотной авиации переживает взрывной рост, и в ближайшие пару десятилетий мы увидим смену нескольких поколений инженерных систем. Сегодня отрасль крайне нуждается в новых продуктах и прорывных решениях, которые заложат фундамент её будущего, а также в проектах, работа над которыми принесёт нашей стране лидерство на мировом рынке беспилотников. Участие в форуме «Сильные идеи для нового времени» – возможность для инженеров и учёных, компаний и молодых стартапов не только заявить о своих разработках и обратить на них внимание рынка, но и получить поддержку экспертов и других уже состоявшихся игроков, госструктур, институтов развития и инвесторов, возможность быстрее сделать следующие шаги в развитии проекта», – заявил куратор направления «Технологическое развитие», исполнительный директор Платформы НТИ Андрей Силинг.
По его словам, за последний год наблюдался значительный рост числа производителей дронов, поэтому сейчас очень востребованы идеи в области навигации и связи, дистанционного зондирования земли, новых материалов и источников питания, а также инфраструктурные решения для полётов беспилотников, в том числе в ближнем космосе. Также необходимы эффективные методики подготовки специалистов, компетенции которых будут соответствовать темпам развития рынка.
Михаил Климчук из Белгородской области представил на форум проект «Ладонь – заправочные станции-аэродромы для беспилотников», который предполагает повсеместное размещение стационарных посадочных вышек для БПЛА. Там они смогут автоматизировано подзарядиться, причём не только стандартным способом, но и через магнитную, индукционную или WiFi-зарядку. Такие станции могут использоваться дронами в агропромышленном комплексе, а также беспилотниками, которые занимаются мониторингом сооружений, исследуют местность, доставляют посылки с продуктами, лекарствами или почтой.
«Проблему быстрой «утомляемости» дронов можно решить при помощи автоматизированных систем вышек-аэродромов «Ладонь». Наше решение даст мощный толчок для развития различных видов бизнеса, использующих БПЛА как инструмент, позволит создать и развить инфраструктуру для БПЛА. Потенциально решение может быть полезно нефтяным и газовым компаниям: зарядные станции позволят дронам обеспечивать постоянный мониторинг работы и неисправностей нефтяных вышек и газопроводов», – заявил Климчук.
Проект решает проблему с отсутствием инфраструктуры и системы подзарядки для дронов, чтобы беспилотникам больше не приходилось возвращаться в исходную точку для смены аккумулятора. Это повысит их эффективность и поспособствует развитию логистики, особенно в отдалённых населённых пунктах. Для тестирования и создания первых вышек потребуется 10 млн руб.
Также Климчук презентовал проект «Стрекоза – летающая пожарная машина (БПЛА)». Автор идеи предложил создать дрон, который будет своевременно находить и ликвидировать задымления и лесные пожары, а также обследовать территории в инфракрасном диапазоне и анализировать состояние воздуха на наличие вредных веществ. Планируется использовать искусственный интеллект, чтобы дроны могли обучаться и самостоятельно вырабатывать реакцию на те или иные случаи возгорания.
«Крупные беспилотники предназначены для непосредственного тушения пожаров. Они могут, например, набирать воду из водоёмов в режиме глиссирующего полёта и затем сбрасывать её на очаг пожара. БПЛА вертолётного или мультикоптерного форм-фактора применяются для тушения пожаров в высотных зданиях, подъёма пожарного рукава на необходимую высоту. Также для этого могут использоваться автономные беспилотники, оснащённые бортовыми ёмкостями с порошковыми противопожарными смесями», – сообщил Климчук.
Преимущество таких инновационных БПЛА в том, что они могут быстро отреагировать на появление пожара и потушить его в труднодоступных местах. Лидер проекта уверен, что беспилотники смогут значительно повысить эффективность и безопасность пожаротушения. Кроме того, пожарные могут использовать дроны как ретрансляторы при организации радиосвязи во время тушения возгораний. На доработку инициативы потребуется 3 млн руб., базовые исследования по использованию таких БПЛА проведены командой проекта. Проект, в первую очередь, может быть интересен МЧС России.
Александр Прутов из Челябинской области предложил решение «Дронопорт Урал» по модернизации спецтехники и автомобилей до «мобильного дронопорта». Проект предполагает создание таких дронопортов на базе машин «Урал», КамАЗ, а также техники из стран БРИКС. По сути, автомобиль превращается в мобильный наземный пункт управления дронами, зарядную и ремонтную станцию, а также мини-аэропорт для их базирования. Решение может быть полезно для аграрной и нефтегазовой отрасли, в которых используются беспилотники.
Задача проекта – использовать дронопорты для получения информации с удалённых объектов, создания выездных рабочих баз, интеграции различных видов БПЛА в работу организаций, формирования логистических хабов для пассажирских и грузовых дронов. Использовать данное решение можно в различных климатических поясах.
«Дронопорт – это универсальное, энергоэффективное решение для работы с широким спектром БПЛА, робототехникой и спутниковой связью на базе грузовой, автомобильной спецтехники или стационарно. Оно обеспечивает круглосуточную работу специалистов-операторов дронов на инфраструктурных или удалённых объектах с безопасным размещением людей в машинах без рисков и вреда, в том числе при движении по бездорожью. В ходе переговоров с представителями компаний, работающих с дронами, 85% проявили заинтересованность в поиске эффективных решений по использованию БАС с имеющейся автотехникой», – рассказал Прутов.
На дронопорты планируется устанавливать специальное оборудование для одиночного или одновременного запуска БАС в ручном или автоматическом режиме. Также дронопорты могут использоваться для подзарядки и технического обслуживания дронов прямо на месте их применения. При необходимости автомобиль с дронопортом может быстро переместиться из одной точки на другую.
Заявки на форум «Сильные идеи для нового времени» принимаются до 31 января на платформе. Организаторы – АСИ и Фонд Росконгресс, соорганизатор – ВЭБ.РФ.
Источник материала: