На Российской креативной неделе Агентство стратегических инициатив (АСИ) провело две сессии, посвящённые развитию творческих индустрий в регионах. Участники обсудили якутский и калининградский подходы к разработке системных мер поддержки креативной экономики, которые могут быть распространены на всю страну.

Твёрдая законодательная почва и включённость в глобальные процессы

фото: АСИ

Модератором дискуссий выступила директор центра развития креативной экономики АСИ, управляющий партнёр университета креативных индустрий Универсального университета Екатерина Черкес-заде.

Она отметила, что Якутия стала первым российским регионом, где на правительственном уровне утвердили стратегию развития креативной экономики, в основе которой – взаимодействие творческих индустрий и других отраслей экономики для повышения конкурентоспособности предприятий. В прошлом году Якутию признали самым креативным регионом страны, а в мае этого года Владимир Путин поддержал предложение республики разработать вместе с АСИ перечень рекомендаций по развитию креативного сектора, которыми смогут пользоваться все субъекты.

«Наш якутский подход заключается в создании твёрдой почвы на законодательном уровне и в том, что под креативной экономикой мы понимаем не только креативные индустрии. Это развитие всех отраслей, в том числе авиационной, промышленной, пищевой. То есть мы интегрируем креатив во все сектора, коммерциализируем таланты и насыщаем ими предприятия», – сказала директор Департамента развития креативной экономики «Корпорации развития Республики Саха (Якутия)» Анна Михайлова.

В качестве примера она привела участие якутского хлебокомбината в региональной образовательной программе «Глобальный бизнес», задача которой в том числе – помочь госкомпаниям переупаковывать свой продукт.

«Во время обучения хлебокомбинат смог выстроить вокруг себя ИТ-стартап, который стабилизировал приём и обработку заказов. Раньше все магазины просто звонили и заказывали продукты по списку – это в 21 веке. Когда им помогли автоматизировать процесс, средний чек вырос на 30%», – рассказала Анна Михайлова.

Особое внимание в регионе уделяется развитию кино: действует программа дальневосточных кинорибейтов, которая позволяет компаниям, снимающим кино в Якутии, компенсировать до 50% расходов, создана кинокомиссия Дальневосточного федерального округа, она занимается развитием кадров для киноиндустрии и продвижением якутского кино на международном уровне. Местные фильмы «стали основой зрительского интереса», отметила продюсер кинокомпании «Саха Синема» Сардаана Саввина. В Якутии в своё время в прокате «провалился» даже «Человек-паук».

При этом выйти на российский фестивальный рынок было непросто, добавила Сардаана Саввина.

«Но в мире тысячи фестивалей, мы немного изменили тактику и начали с продвижения на международном уровне. После того как картина Дмитрия Давидова «Костёр на ветру» была отмечена на Пусанском фестивале, одном из крупнейших в Азии, пошли запросы и от крупных российских фестивалей. И сейчас ни один наш фестиваль не обходится без якутского кино, постоянно идут запросы на новые фильмы», – добавила Сардаана Саввина.

Кроме того, строится «Парк будущих поколений» – якутский «Хогвартс», где дети с семи до 13 лет будут обучаться различным креативным навыкам, например, созданию мультфильмов.

Если Якутия выбрала комплексный подход к развитию креативной экономики, то в Калининградской области сосредоточились на одном направлении. За два-три года Калининград смог себя заявить как столица игровых разработчиков России.

«Регион системно развивается в игровой разработке, и это один из немногих примеров, когда есть стратегия развития креативной экономики в отдельном направлении», – сказала Екатерина Черкеc-заде.

«Что хорошо сложилось в регионе – правительство сразу поставило широкую задачу по развитию креативной экономики, это позволило свободнее выбирать инструменты. Мы провели качественное исследования, круглые столы, глубинные интервью. Стало понятно, что геймдейв для Калининграда – это очень стабильная история», – отметила директор фонда креативных индустрий Калининградской области «Креспектива» Валерия Гусейнова.

Во-первых, в регионе уже сложилось устойчивое сообщество разработчиков. В Калининград переезжают в том числе за хорошим климатом и природой, особенно после того как в Сочи (традиционной для айтишников локации) в период пандемии значительно подорожало жильё. Во-вторых, у этого сообщества уже был чёткий запрос на поддержку: финансовую, образовательную и коммуникационную. С 2021 года Калининградская область стала проводить первый в России фестиваль игровой индустрии PlayPort –профессиональное мероприятие для разработчиков.

«Придумали интересный дизайн, упаковали бренд – так, чтобы фестиваль стал привлекательным с эмоциональной точки зрения. И он стал работать в том числе как реклама региона», – добавила Валерия Гусейнова.

В планах фонда «Креспектива» – создать постоянно действующую площадку для общения разработчиков, а также ввести образовательные программы для тех, кто хочет заниматься разработкой, на уровне региона.

По словам Екатерины Черкеc-заде, после ухода многих компаний с рынка в России нужно заново отстроить игровую разработку. У Калининграда есть возможность сформировать стратегию, которая будет работать не только на регион, но и на всю страну.

«Со стороны АСИ будем рады вас поддержать и сформировывать её вместе», – добавила Екатерина Черкеc-заде.

АСИ проводит мониторинг состояния развития креативных индустрий в регионах с 2019 года. В апреле 2021 года вышел первый в России Атлас креативных индустрий – документ с системным осмыслением роли творческих индустрий как отдельного сектора экономики. В 2022 году Агентство выпустило вторую редакцию Атласа. Согласно полученным данным, в творческих индустриях работают около 760 тыс. юридических лиц, общий объём выручки которых составляет более 12,6 трлн рублей, а число занятых превышает 1,5 млн человек.

Также в исследовании отмечено, что творческие индустрии растут экосистемами. Городами-лидерами в креативных индустриях сегодня являются Москва, Тюмень, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград.

Источник материала: