В детстве я хотела стать воспитателем детского дома и собиралась поступать в педагогический институт. Но мама сказала, что «там же учатся одни девочки и тебе будет скучно!» Так, в 1992 я оказалась в УГНТУ на факультете «Экономика и управление предприятий топливно-энергетического комплекса».
Елена Хамзина
предприниматель, бизнес-тренер, автор 12 научных публикаций и книги «В школе как в бизнесе», трекер второго сезона проекта «Большая игра для малого бизнеса»
На заводе никогда не работала и экономистом не стала, а прокладывала свой трудовой путь в крупнейшем банке страны ПАО Сбербанк от рядового кассира до руководителя дополнительного офиса, и к 2015 году достигла своего собственного потолка в этой системе. Мне не хватало свободы творчества и самостоятельности в принятии решений, какое присуще лишь тем, у кого есть свой бизнес!
Кроме того, я мама двоих уже повзрослевших детей 18 и 22 года и неравнодушный родитель. В их школьные годы я активно присутствовала на всех родительских собраниях, внимательно слушала классных руководителей, вникала во все проблемы, а где-то рьяно даже вдохновляла других родителей проявить внимание к решению школьных вопросов, особенно касающихся финансов. И не переставала удивляться почему администрация школы видит единственным решением своих финансовых проблем – родительские взносы?!
В 2016 я обучилась в Башкирской академии при президенте Башкортостана (БАГСУ) по специальности «Управление образовательными организациями», а в 2017 уже защищала бизнес-план своего первого дела «Создание букетов из клубники» перед комиссией по распределению субсидий.
И вот я – предприниматель!
При этом меня не покидает беспокойство: как при такой не сложной и понятной схеме одни люди берутся за дело и достигают успехов (это про бизнесменов), а другие – нет (здесь про директоров школ). В обоих случаях многое зависит от руководителя и его выбора: вести свой корабль – образовательную организацию к берегам процветания или дрейфовать в водах ожидания и неизвестности. Но мне никак не удавалось донести эту мысль до школьных администраторов. Сопротивление было велико. «Если бы были деньги!» – говорили они.
И вот – новый поворот!
На Международном образовательном салоне 2017 в Уфе на площадке имени М. Акмуллы вещают о существующих трендах в сфере образования и ожидают телемост с Москвой. Происходит заминка в несколько минут по техническим причинам, и ведущая обращается в зал к гостям с предложением выступить коротко по любому вопросу, связанному со сферой образования.
Это был нужный момент!
Взяв микрофон, я обратилась в зал: «Уважаемые коллеги, каково ваше мнение на следующее: считаете ли вы, что будущий руководитель образовательной школы должен непременно иметь за спиной педагогический стаж или допустимо всё же, чтобы в первую очередь это был профессиональный и предприимчивый управленец не зависимо от базового образования?»
Моё выступление заинтересовало организаторов и дало старт к сотрудничеству. Уже три года я преподаю финансовую грамотность для руководителей образовательных организаций на кафедре управления в Институте развития образования РБ, делюсь с ними своим управленческим и предпринимательским опытом, мотивируя их на изменения.
Главная идея – внедрить в образовательную структуру бизнес-модель управления. Директорам школ давно пора взять ответственность за работу подчинённого им хозяйствующего субъекта в свои руки, перестать ждать указов сверху, тем более что подушевое финансирование всё плотнее зажимает их в финансовые тиски, а закон об образовании № 273-ФЗ никогда не запрещал школам вести предпринимательскую деятельность, лишь регламентировал методы и инструменты.
В основе книги «В школе как в бизнесе: 20 шагов к процветанию» – уникальный авторский алгоритм поиска альтернативных источников финансирования образовательных организаций в современных условиях, синтез коммерческого и муниципального управления ресурсами.
Апробация алгоритма состоялась 17 июня 2019 года на практическом семинаре в формате World café для руководителей школ с низкими результатами и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Семинар проходил в Уфе на базе кафедры управления образованием Института развития образования РБ и собрал 78 участников образовательных организаций Башкортостана, среди которых было 52 директора и 26 заместителей.
Результатом групповой работы стала защита проектов с решениями экономических кейсов командами участников семинара. Были получены не формальные ответы к задачам, а реальные решения практических вопросов встречающихся в управленческой практике директоров школ, которые положены в основу заготовленных кейсов, так называемые «часто встречающиеся сложные и нестандартные ситуации». Используя пошаговую инструкцию (алгоритм) участники получили собственные решения финансовых проблем.
Друзья, кто не равнодушен к жизни школ, кто по сей день является родителем и хочет поменять существующий механизм управления ресурсами в образовательных организациях – приобретайте книгу и дарите её педагогам, завучам и директорам!
Убеждена, что навыки финансового управления в предпринимательской среде вполне можно использовать и в общеобразовательной организации.