В современных условиях, чтобы оставаться на плаву, или быть более эффективным, бизнесу необходимо уметь быстро кооперироваться, где основным правилом для получения добавочной стоимости будет разделение труда. Ассоциация предпринимателей Республики Башкортостан (АПРБ) уже три года работает над созданием экосистемы – набора инструментов для эффективного ведения бизнеса. Такой формат становится предпосылкой к тому, что в этом управляемом взаимодействии и появятся возможности для кооперации.
Сегодня существует большое количество различных общественных объединений, и в этом списке, собственно говоря, и находится АПРБ.
Цели и задачи объединений бизнесменов, бизнес-сообществ, могут быть разнообразными, и в какой-то мере это зависит от потребностей и задач самого сообщества. Если бегло пробежаться, то задачи бизнес-объединений формируются в развитии сообщества единомышленников, создания общего пространства для общения, обмена идеями и установления контактов, выстраивания доверительных отношений и солидарности среди членов сообщества.
Немаловажной задачей становится: создание благоприятной деловой среды; поощрения конкуренции; развитие инноваций, новых технологий; улучшение стандартов качества, а также этического поведения; поддержка и развитие предпринимательской активности; создание условий для стимулирования предпринимательства; помощь, запуск и развитие новых проектов; предоставление информационной, ресурсной и другой поддержки; создание деловой платформы для обмена опытом, знаниями, информацией; передача практических знаний и опыта между участниками сообщества; консультации и наставничество; повышение профессионального уровня и развития навыков членов сообщества через различные образовательные проекты; создание условий для сотрудничества; поиск новых партнёров; расширение деловых связей; возможность для совместных проектов и привлечения инвестиций; отстаивание интересов предпринимателей; вступление за интересы бизнес-сообщества; диалог с правительственными органами; улучшение деловой среды, бизнес-климата; продвижение ценностей и социальной ответственности; участие в благотворительных и социальных проектах; введение экологических стандартов.
В связи с этим АПРБ развивается в рамках своих программ. У нас сейчас действует программа, которую мы разрабатывали в 2021 году – Программа развития предпринимательства (дорожная карта). Здесь было три основных тезиса, над которыми мы работали:
- Определение – комплекс мероприятий, направленных на профориентацию и выбор предпринимательского пути.
- Упаковка и продвижение – это помощь предпринимателям в реализации своего проекта через привлечение специалистов и нахождение наставников.
- Акселерация – программа по увеличению эффективности и продуктивности существующего бизнеса.
Это были конкретные наши задачи и программы. Мы видели три ключевых аспекта, это: создание экосистемы – набора сервисов для предпринимателей; цифровизация взаимоотношений между сервисами; управление уже существующими и приобретение новых предпринимательских знаний.
Для нас эти ориентиры должны были реализоваться и реализуются в 2024 году в создании цифрового платформенного решения, в которое будут встроены все инструменты экосистемы.
Когда мы говорим об экосистеме, мы понимаем, что время одиночек прошло – пришло время совместных действий. Причём совместных действий управляемых, с наличием дорожной карты, инструментов.
По своей сути экосистема сегодня должна соответствовать нескольким основным критериям:
- Актуальность. Нынешний мир стал более конкурентным, сложным, поэтому экосистема предпринимательского сообщества способна помочь в создании и развитии успешного бизнеса. Нам важно понимать, что участие и нахождение в этой системе приносит какие-то преимущества, поэтому исходили из того, что мы чётко сформулировали.
- Она должна вдохновлять предпринимателей, потому что сегодня, повторюсь, время одиночек прошло, с тобой вместе должны быть единомышленники. Поэтому мы используем внутри экосистемы термин «дружба», и эта дружба не только о том, где есть взаимная выгода. В этой дружбе есть благодетель, где мы говорим о том, что у нас есть общие цели и задачи.
- И одна из ключевых задач – это развитие бизнеса в регионе, чтобы деловой климат, деловая предпринимательская среда были одними из лучших в стране. Для этого мы приглашаем всех не только участвовать, но и к обсуждению тех проектов, которые мы озвучиваем.
Вот это, наверное, основные ключевые аспекты для создания и существования экосистемы.
Экосистема – это также история про кооперацию. Это специализация деятельности, новые знания и экономия времени. Доступ к технологиям и инструментам. И всё для понятной широкой аудитории.
В 2023 года на празднике полезных связей Communication Day мы ввели такое понятие, как предпринимательство 3.0 – это предпринимательство новой волны. И это уже история не про то, как из копейки сделать две. Не история про то, как масштабировать, и франшизы. Это управляемое взаимодействие через инструменты и технологии для разделения труда, с целью создания добавочной стоимости. В этом и есть суть предпринимательства 3.0.
Экосистема предпринимательства 3.0 направлена на оказание комплексной поддержки предпринимателей на всех этапах их бизнес-пути – от формирования идеи до масштабирования. Это ускорение развития бизнеса; содействие в разработке и внедрении новых технологий; создание сетевого сообщества; развитие навыков; поддержка начинающих предпринимателей; помощь в осуществлении перехода к цифровым технологиям и бизнес-моделям; поддержка бизнес-инициатив.
Наша экосистема состоит из четырёх треков, под которыми мы понимаем технологии достижения результата:
Трек 1. «Осознанность в бизнесе» – образовательный. Трек системного обучения, помогающий предпринимателям приобрести современные знания и навыки ведения бизнеса. Ключевым моментом здесь является капитализация бизнеса через выстраивание своей бизнес-модели и оцифровку её процессов.
Трек 2. «Инструменты эффективности» – трек по обучению, внедрению, сопровождению и интеграции инструментов, способствующих увеличению производительности и эффективности бизнеса. Это размещение на маркетплейсе «Купи в РБ», интернет-магазине «Сделано в Башкирии». Готовые индивидуальные решения для бизнеса, которые можно приобрести или взять в аренду, а также пригласить нас в качестве управляющей компании для внедрения цифрового решения, увеличения продаж и привлечения клиентов.
Трек 3. «Реальный бизнес» – сопровождение предпринимателей в развитии и повышении уровня участия в цифровом бизнес-сообществе с возможностью найти специалистов, экспертов, партнёров, добавочную стоимость в сотрудничестве и получить заслуженное признание за вклад в развитие предпринимательства. Здесь идёт речь о вашем продукте, о котором должны узнать, чтобы его купить, возможно узнать о вас, где вы можете написать или позвонить любому участнику сообщества. Мы говорим о том, что данное цифровое решение впоследствии должно создать цифровой двойник вас и вашего бизнеса, для того, чтобы сегодня оградить в какой-то мере от спама, привезти это всё к чёткому понятному инструменту, где ваши хотелки и предложения будут суммироваться, и можно будет спокойно на них посмотреть.
Трек 4. «Лаборатория бизнес-инициатив» – экосистемная экспериментальная площадка с целью разработки, тестирования и внедрения новых коммерческих проектов. Это формирование базы знаний, создание новых знаний. О чём мы говорим в «Реальном бизнесе», например, занимаясь производством отделочных материалов – вы можете скооперироваться с бригадой отделочников, ландшафтными дизайнерами, продавцами – создаёте продукт, где каждый имеет чёткое понимание того, что он делает, зону своей ответственности. Такой продукт создаётся, упаковывается и продаётся. Возможно также создание новых самостоятельных бизнес-направлений и компаний. Мы готовы прикрепить под каждую инициативу бизнес-наставника, который будет сопровождать проект, чтобы гарантировано получить желаемый результат.
По сути, экосистема предпринимателей, увеличение продуктивности деятельности их компаний, капитализация бизнеса – есть создание регионального коммерческого предложения.
Вы становитесь участником экосистемы, можете общаться в цифровом формате с другими коллегами, пройти обучающие курсы, мало того, можете сами эти курсы проводить, если ваша компетенция это позволяет.
Будут и отраслевые встречи, кооперация, новые продукты, участие в выставках, бизнес-миссиях, чтобы привлекать клиентов и покупателей.
В ближайшее время будем все эти инструменты тестировать, они уже прошли стадию mvp, комплексно покажем их и презентуем на Дне предпринимательства в Уфе.
Приглашаем заинтересованных людей в качестве партнёров и специалистов, экспертов, селлеров. Спасибо за внимание!