Развитие искусственного интеллекта (ИИ), борьба с загрязнением мирового океана и повышение его температуры – главные тренды будущего в направлениях технологий, климата и экологии. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Образ будущего по мнению студентов России», которое провёл Центр исследований и методологии АСИ.

Образ будущего

Учащиеся и преподаватели вузов 65 регионов проходили опрос и выделяли главные тренды на ближайшие годы по восьми направлениям: «Демография», «Климат и экология», «Технологии», «Продовольствие», «Здоровье и пандемии», «Космос», «Энергетика», «Социокультура». В каждом направлении респонденты среди пяти–десяти трендов указывали до трёх, которые они считают самыми важными.

Большинство опрошенных (87%) – это студенты, преимущественно первого курса (36% респондентов), второго (26%) и третьего (18%). Среди самых активных участников опроса – представители Центрального федерального округа (34%) и Приволжского федерального округа (23%).

По мнению 75% студентов и 70% преподавателей, проблема загрязнение мирового океана и повышение его температуры – один из самых важных климатических трендов будущего. Большая часть респондентов – 84% педагогов и 81% учащихся – указали на важность развития искусственного интеллекта (ИИ) и прорывов в производительности труда. В сфере социокультуры почти половина опрошенных выделила влияние ИИ на рынок труда. Кроме того, порядка 50% участников опроса обратили внимание на необходимость развития электротранспорта и транспорта на альтернативных видах топлива.

Трендами-аутсайдерами в направлениях по итогам опроса стали развитие возобновляемых источников энергии («Энергетика») и создание цифровых двойников здоровья граждан («Здоровье и пандемии»), а также смена приоритета от NetZero к вопросам климатической адаптации («Климат и экология»). Кроме того, среди наименее важных трендов в сфере космоса респонденты указали радикальное снижение стоимости доставки грузов на орбиту.

При этом 59% преподавателей и 52% студентов обратили внимание на рост неравенства в мире и формирование миграционных трендов. Вместе с тем, 51% учащихся и 43% педагогов обеспокоены ростом числа онкологических, сердечно-сосудистых и редких заболеваний у населения.

Говоря про космос, 60% преподавателей и 57% студентов указали на важность развития космических технологий, а также выработку новых подходов к их производству. Ещё 58% учащихся и 50% педагогов выделили тренд «Рост спроса на еду за счёт роста населения и процессов урбанизации». Наибольшая разница в оценках студентов и преподавателей наблюдалась по трём трендам в направлениях «Энергетика» и «Климат и экология». Так, 63% учащихся и 49% педагогов обеспокоены глобальным потеплением; 55% преподавателей и 45% студентов выделили развитие технологий повышения энергоэффективности; 42% студентов и 31 % педагогов указали на развитие систем накопления энергии сетевой инфраструктуры.

Источник материала: