Кто бывал на Востоке и в Азии удивляются гостеприимству местных предпринимателей. Практически всегда к вам подойдёт собственник заведения, чтобы лично познакомиться и поговорить. У нас это, мягко сказать, не принято. Но, всегда ведь бывают исключения из правил…
Антон Горбачёв – один из немногих управляющих торговых центров, который всегда охотно идёт на диалог с арендаторами, посетителями и прессой.
Мы встретились на территории торгово-культурного центра ULTRA, чтобы взять у него интервью и просто поговорить. Приводим лишь некоторые фрагменты нашей беседы.
— До многих управленцев очень сложно «достучаться». С чем связано, что вы так легко идёте на контакт?
— Во-первых, мы местный объект и у нас нет центрального федерального офиса, поэтому с нами легко встретиться и что-либо конструктивно обсудить. Во-вторых, мы все сейчас находимся в такой ситуации, когда надо объединяться и общаться, сейчас информацию не скрывают, так как ситуация настолько быстро меняется, что становится бессмысленно её «зажимать». Даже, если это какие–то коммерческие данные, то они обычно имеют свою ценность уже «вчера». Чтобы поднять объект в очень непростое время, а мы открывались в 2016–17 году, были вынуждены пойти на целый ряд несвойственных рынку и коммерции уступок. Практически на партнёрских отношениях принимали предпринимателей, безвозмездно предоставляли рекламные конструкции, уменьшали фиксированные ежемесячные платежи, старались завязать выплаты на проценты от оборота, давая возможность людям сначала раскрутиться, поднять уровень продаж, а уже после этого перейти к диалогу о дальнейшей аренде. Ведь небольшой бизнес не может быть настолько сильным как крупные сетевые компании, индивидуальные предприниматели практически не закладывают плановые, начальные убытки, поэтому зачастую они платят столько, сколько могут заплатить. Бесполезно сразу выжимать или выторговывать что-то больше. Надо входить в их положение, сосредоточиться на совместном сотрудничестве и развитии, либо арендаторы могут просто разориться и уйти. И многие воспользовались таким лояльным отношением, переносили магазины с улицы и впервые открывались в торговом центре, сейчас идет процесс продления начальных договоров, а собственники магазинов уже объективно видят ситуацию, реальные обороты. Но стоит заметить, что не все предприниматели готовы к этому шагу навстречу, ещё сильна память благополучных годов, когда всё развивалось «само», не все готовы перестроиться, измениться, и объективно оценить ситуацию, повысить маркетинговую активность, получить обучение и новые инструменты продаж.
— Расскажите немного про ваших арендаторов, про «федеральных» и местных.
— У нас собран достаточный пул, как их принято называть, «якорных» федеральных арендаторов, таких как: Лента, Детский мир, Эльдорадо, Читай-город, Л’Этуаль, H&M. Не секрет, что они присутствуют практически в каждом крупном торговом центре, и потребители по умолчанию надеются, что они есть. А что есть остального – оригинального, интересного и необычного – вот этим как раз посетители и измеряют свою лояльность к объекту. Поэтому мы сразу определили практически целый этаж под развлекательную зону, с разнообразными концепциями. Батутный парк, Легород, контактный зоопарк, кибер-зона, детский парк Kids Place, развивающий центр «Клумба», пространство «Виртуальной реальности», «Лазерный бой», роллердром – настоящий Ultra-Land! Ну, и конечно, стоит отдельно отметить самый крупный и современный 11 зальный кинотеатр, который занимает более 5000 м2, мы им очень гордимся. И это все местные предприниматели, более того, для многих из них – это вообще первый бизнес и первый опыт в этой области!
— В народе ходят слухи о том, насколько вы лояльно относитесь к своим зрителям, что можете практически без наполнения кинозала провести сеанс для нескольких человек. Это правда или байка?
— У нас не сетевой кинотеатр, нет какого-то давления от головной компании, поэтому мы стараемся не отменять запланированные сеансы, и днём действительно в зале может быть всего несколько человек.
— Возможно ли провести в вашем кинозале какое-то закрытое мероприятие, например, день рождения друга?
— У наших партнёров Ultra Cinema, по сути, получилось два кинотеатра. Один 7-ми зальный на 1200 кресел и второй кинотеатр с четырьмя очень уютными комфорт-залами вместимостью по 30 человек. В эту зону отдельный вход, внутри свой гардероб, бар, санузлы. Да, есть возможность арендовать один из этих комфорт-залов и провести там презентационное или праздничное мероприятие.
— Все мы помним прошлогоднее событие в Кемерово. Что вы можете сказать про безопасность вашего торгово-культурного центра?
— У нас изначально всё построено по проекту, и это не переделанное старое заводское здание, когда уже что-то изменить конструктивно тяжело. Проект проходил все экспертизы и согласования. У нас 12 эвакуационных выходов, каждая лестница конструктивно отделена от здания и на них отдельно выведена система дымоудаления и подачи чистого воздуха. Требования безопасности для нас главнейшие. После вышеупомянутой трагедии была очень напряженная, морально тяжелая ситуация. Общественники прошли по всем торговым центрам Уфы. Мы убрали все дублирующие замки, чтобы исключить саму возможность закрытия эвакуационных дверей, повесили дополнительные таблички с разъяснениями. С любого места в ТЦ можно быстро добраться до нескольких эвакуационных выходов. На дверях установлены механизмы «антипаника», и при срабатывании пожарной сигнализации, и при отключении электроснабжения все двери автоматически разблокируются. Было множество плановых и внеплановых проверок с эвакуацией посетителей со стороны надзорных и контролирующих органов и инстанций, включая даже проверку безопасности от международной компании H&M. Кстати, проверка от H&M при заходе к нам, была не менее жесткой, чем от пожнадзора. Они проверяли буквально всё, что требуется по их регламенту, после чего подписали с нами долгосрочный договор на 50 лет. А это говорит о многом.
— Расскажите, а чем вы собираетесь привлекать посетителей в ближайшие годы, возможно, есть какие-то новые идеи?
— Рынок коммерческой недвижимости меняется. На торговлю влияет онлайн-продажи, интернет-магазины, но качественная вещь и хороший продукт никогда не пропадёт, поэтому мы будем делать упор на усиление и улучшение концепций. Для посетителей всегда нужно предлагать что-то новое, и мы внимательно к этому прислушиваемся. Планируем еще больше усилить развлекательную составляющую – недавно открыли первый в Уфе интерактивный «Фантомик парк», где полы и стены действительно интерактивные, и можно кинуть, например, подушку и что-то «взорвётся» и т.п. Детям и взрослым это очень нравится. Мир не стоит на месте, и мы будем в этом направлении ещё работать, ведь буквально каждый день появляются всё новые и новые проекты и идеи. У нас нет возможности увеличивать наши площади, но для того, чтобы в нашем центре было еще интересней и комфортней – что-то мы добавим. Может это будет электрический картинг, но в любом случае, мы будем двигаться в сторону улучшения нашего сервиса. Возможно, появится компания или предприниматель с новой креативной концепцией в модной одежде, с обучающей составляющей в дизайне одежды, с показами на подиуме. Ждём, когда появятся новые проекты, связанные с искусством. Ведь мы торгово-культурный центр и помимо покупок всегда стараемся сделать пребывание на нашем пространстве максимально полезным.
— Не так давно у вас проводилось мероприятие «Мы – отличные!» Какие эмоции оно оставило у вас, и, есть ли желание провести его вновь?
— Всегда есть желание проводить такие праздники. Я думаю, что это всегда будет актуально. Мастера hand made и творческие коллективы вызывают большой интерес у посетителей. «Мы – отличные!» прошло очень здорово, весело и с хорошей поддержкой предпринимательского сообщества. Организатором мероприятия выступила Ассоциация предпринимателей Республики Башкортостан совместно с ТКЦ ULTRA, фондом «Наследие изобразительного искусства» и Ремесленной палатой РБ. Хочется, чтобы это было на постоянной основе и системно, чтобы появились совместные проекты с ремесленниками, объединенный сайт, каталоги. Мы стараемся всячески содействовать мастерам, чтобы посетители, дети и взрослые, могли встать за мольберт, попробовать гончарное мастерство, лепку, понять какой не лёгкий и кропотливый ручной труд, узнать технологию, секреты профессии, почувствовать себя творцом. Надеемся, что после этих мастер-классов и творческих мастерских появится коммерческий успех, хобби перерастёт в небольшое производство, и появятся оригинальные сувениры и бизнес-подарки.
— Скажите, какие новые тенденции в развитии торговых комплексов вы хотели бы внедрить, но сейчас это невозможно, и почему?
— Обычно конструктив, высота и площадь общих зон здания на многое влияет. Да, есть такие проекты в мире, когда, например, в холле идет искусственная волна, созданная оригинальным оборудованием, а люди просто от неё в восторге. Создаются целые бульвары и парки под крышей, здание торгового центра может быть очень удобно объединено с гостиницей или даже с апартаментами, жилым домом. Можно сделать высотные «тарзанки», безопасные и современные, переходы между галереями по воздуху – это привнесёт элемент шоу. Но, повторюсь, что технические условия не всегда могут позволить реализовать какую-то смелую и масштабную задумку. Сейчас очень много всяких симуляторов, тренажеров и реальных обучающих комплексов – устанавливают даже искусственные горки для обучения катанию на горных лыжах, что позволяет получить определённые навыки или отрабатывать элементы, никуда не выезжая, и в любой сезон года. Очень много уже придумано в мире и вопрос даже не в деньгах, чтобы купить и поставить такое оборудование, а в покупательской способности населения, ведь это должно окупаться, а не просто простаивать. Например, кинорынок сталкивается с такого рода проблемами, где очень дорогое профессиональное оборудование, а цена на билет не сильно выросла за 20 лет, и зачастую, чтобы привлечь зрителей, сеансы проводят за те же 100–150 рублей. Поэтому, придумывая что-то новое, мы всегда задаемся вопросами: а купят ли это ребёнку, а смогут ли за это заплатить? Часто это ставит нас в определённые рамки при принятии решения о создании чего-либо нового, ведь денег в карманы посетителям мы не можем раздать.
— Скажите несколько слов о посещаемости вашего торгово-культурного центра по рабочим и выходным дням, и в целом за 2018 год, если вы ведёте такую статистику.
— За 2018 год наш центр посетило 5 млн человек. Цифра хоть и большая, звучит громко, но на самом деле это не такой уж и большой показатель. В среднем в день получается примерно 15–17 тысяч посетителей. В будни это 12–15 тысяч, а в выходные 17–20 тысяч человек. Опять же, на это влияет ритм жизни и семейные потребности. Некоторые наши магазины, такие как, ОфисМаг и Читай-город загружены в будни. А все развлекательные концепции лучше работают вечерами и в выходные дни. В будущем планируем работать над этим, привлекать посетителей акциями и другими мероприятиями в рабочие дни.
— Не отразилось ли повышение НДС на стоимости товаров, а в итоге на посещаемости ТЦ?
— Все про это спрашивают, все волнуются на эту тему. НДС, конечно, влияет на цену, но гораздо сильнее влияют другие факторы. Ведь мы идём за спросом, и так бывает, что предприниматели не повысили, а даже снизили свои цены. НДС больше важен для сухой статистики, он в меньшей степени влияет на торговлю, чем та же покупательская способность, благосостояние населения, инвестиционная привлекательность и количество денег в регионе, а в Уфе все эти показатели сейчас невысоки. Традиционно январь – «не самый» лидер в посещаемости ТЦ и выручках – долгие каникулы, люди потратились на подарки, праздники, путешествия, а у кого-то, к сожалению, и не было таких возможностей. Каких-то кардинальных изменений в сравнении с 2018 годом не наблюдается, но в целом рост новогодних продаж стал меньше. Несколько лет назад на покупки к празднику тратились больше.
— Есть ли вам чем гордиться, или наоборот, может быть что-то не получилось и вызывает досаду?
— История строительства очень тяжёлая, был долгострой, и объект мог вообще никогда не запуститься. Его могли переделать в офисный центр или во что-то ещё. Сейчас вся наша команда довольна, что всё получилось и на хорошем уровне. В развлекательных и детских концепциях мы на лидирующих позициях, у нас хороший фуд-корт с разнообразной кухней, классный кинотеатр и большая парковка. Не могу сказать, что есть что-то, что у нас не получилось категорически, обороты ключевых супермаркетов растут, появляются новые проекты – это говорит о том, что мы на правильном пути. Всегда есть потребность в качественных магазинах, но хочется, чтобы это были интересные, желательно новые операторы на рынке Уфы и под такие проекты мы зарезервировали две площадки.
— Хочется задать слегка провокационный вопрос, связанный с конкуренцией. На каком месте стоит ТКЦ Ultra среди аналогичных торгово-развлекательных комплексов Уфы?
— Конкуренция в южной части Уфы огромна, практически на каждой остановке открыты объекты, друг до друга буквально несколько сот метров! Это, конечно, сказывается на наполняемости, размере арендных ставок. В целом, на рынке Уфы после двух явных лидеров, Планеты и Меги, которые, по сути, в 2–3 раза больше по площади, практически все остальные комплексы отличаются не очень сильно. Мы новый ТЦ, набирающий обороты, находимся в новом активно застраивающемся микрорайоне. По различным маркетинговым исследованиям у нас хорошие результаты, мы в лидирующей группе, но ещё раз подчеркну, что практически все ТЦ Уфы схожи, а все отличия только в составляющих. У кого-то лучше показатели в сегменте развлечений, семейном отдыхе, у кого-то больше парковка, выгоднее место расположения и пр. Надеемся, что нам до потолка развития еще далеко!
— Хотелось бы рассказать читателям о вас лично. Может быть, несколько слов о личном времени, хобби и увлечениях?
— Я люблю игровые виды спорта, хоккей, баскетбол, футбол, с удовольствием могу поиграть в бильярд или теннис. Совместно с магазином «Уфимский коллекционер» и фондом «Наследие изобразительного искусства» занимаемся сейчас целым рядом культурных проектов, собираем материалы из частных коллекций, в которых находятся предметы, не выставлявшиеся ранее ни в одном музее мира! Это очень увлекательно и познавательно. Знакомство не только с уникальными экспонатами, но и, в первую очередь, с уникальными людьми. В ближайшее время планируем провести несколько уникальных выставок и большой благотворительный аукцион для помощи детскому фонду. Конечно же, люблю путешествовать. В последнее время в поездках совмещаю отдых и профессиональные задачи, всегда хочется увидеть что-то новое, возможно, что-то перенять и воплотить у нас в городе.
Интервью записал: Андрей Гринберг