Во время недавней встречи с президентом АПРБ Рустемом Фатхуллиным возник вопрос об эффективности развития предпринимательства в регионе. Обсуждая опыт проектов «Большая игра для малого бизнеса» и проведения встреч с предпринимателями из районов и городов нашей республики, мы пришли к неоднозначным выводам.
При поверхностном опросе «гипотетически», люди хотят быть предпринимателями. Они видят в этом возможность зарабатывать больше, иметь гибкий рабочий график, заниматься тем делом, которое им интересно. Но на вопрос «Почему вы не занимаетесь предпринимательством?» – отвечают, что денег нет, бизнес постоянно кошмарят проверками, налогами и требованиями, экономическая ситуация в стране нестабильная, бизнесом заниматься сложно, поддержки нет…
Наша общая практика показывает, что ресурсы в рамках господдержки в виде субсидий и кредитов под сверхмалый процент выделяются, проверки малого бизнеса проводятся в большинстве случаев адекватно и касаются только документов. Государственные органы активно идут на диалог с предпринимателями и оказывают поддержку предпринимателям – информационную, административную, финансовую.
То есть наш главный вывод: знания о реальной ситуации ведения бизнеса у человека устарели, но он продолжает на них ориентироваться при принятии решения о начале своего дела.
И мы хотим взглянуть на это с точки зрения нейрофизиологии. Наш мозг принимает решения без непосредственного участия сознания. Он принимает их на основании всего опыта человека, который в нём заложен, и этот опыт говорит людям, что бизнесом заниматься сложно, множество проверок, поддержки нет и т. д.
Казалось бы, что нужно просто объявить всем: поддержка есть, пользуйтесь, проверок нет и пр. Так сейчас и поступает государство. Но тут есть другая проблема – наш мозг охотнее воспринимает свой личный опыт, как опыт, который позволил ему выжить. Не чужой. Все нейронные связи в голове человека после 25 лет становятся достаточно прочными именно в том виде, в котором они уже существуют (механизм немного другой, но суть в этом). И если человек получает информацию, которая не стыкуется с личным опытом, то его мозг должен либо принять её и перестроить свои прочные нейронные связи (а это очень энергозатратный процесс, наш организм стремится экономить энергию везде, где это возможно), либо найти любое оправдание для того, чтобы её блокировать.
В случае простого информирования через СМИ наш мозг в большинстве случаев находит оправдание – это просто на словах, в реальности получить поддержку невозможно, помогают только по знакомству и т. п. И в этом случае всплывает явная нестыковка – люди хотят иметь своё дело, но их мышление уже выстроено так, что они не могут принять такое решение, а весь их опыт заявляет, что заниматься бизнесом бесполезно.
Как мне кажется, государство всячески стремится развивать малое и среднее предпринимательство, и хорошо поработав над финансированием и администрированием, не видит результата, так как работа с мышлением предпринимателей сводится к простому информированию. А оно не работает, сталкиваясь по сути с динамическим стереотипом потенциального предпринимателя.
Для меня очень показателен пример живых выступлений организаторов и экспертов «Большой игры для малого бизнеса» Рустема Фатхуллина и Юрия Васильева, которые проходили в рамках подготовки акселерационных программ первого и второго сезонов (2019–2020). В каждом населённом пункте они лично рассказывали о проекте, делились опытом. Для того, чтобы предприниматели могли узнать о мерах господдержки, что называется «из первых уст», в состав выездной бригады входил консультант Центра «Мой бизнес» Глеб Абдулин. Такое доверительное общение с действующими и потенциальными предпринимателями показало себя очень эффективным, хотя и трудоёмким.
Со слов Рустема Зифовича, на каждой из встреч минимум час приходилось слушать о проблемах людей, их отрицание возможности вообще развиваться в бизнесе. После идёт живое общение, в котором человеку сложнее «спрятаться» от новой информации, на свои возражения он получает ответ. Предприниматель понимает, что диалог с ним ведёт человек адекватный и успешный, он начинает проявлять интерес к чужому успеху и тут его мозгу сложнее сопротивляться изменениям.
Именно так должна строиться работа по популяризации предпринимательства в регионе: живое общение плюс реальные примеры предпринимателей, успешно ведущих действующий бизнес.
Однако это только первый шаг. Человек после него заряжается эмоциями, гормоны поступают в кровь и побуждают начать действовать.
Но мышление – это процесс, который меняется медленно. При малейшей неудаче очень высок риск активации всё тех же сильных нейронных связей, которые были сформированы его прошлыми убеждениями. И поэтому следующим шагом должна стать работа над мышлением предпринимателя. Это подтверждает опыт акселерационных программ «Большая игра для малого бизнеса» первого и второго сезонов.
Слушая отзывы участников, взаимодействуя с ними в процессе Игры, мы понимали, что нам удалось поменять их мышление. И поначалу это удивляло, ведь когда у них спрашивали по каким вопросам нужны консультации экспертов, то большинство называли работу с персоналом, управленческий учёт, маркетинг, CRM, SММ. Но центральной мыслью всех отзывов во время прохождения программы и по её окончании было именно изменение мышления участников, его развитие. А участниками Игры были люди из разных уголков Башкирии, различных отраслей экономики…
Стратегия развития предпринимательства в стране должна начинаться с развития мышления самих предпринимателей. Только заставив мозг допустить возможность личного успеха в бизнесе, человек реально сможет заниматься своим делом. Для этого нужны специальные методы подготовки, живое общение, и с помощью убеждающих аргументов (кроме аргументов работает ещё множество факторов, но сейчас не будем на них подробно останавливаться) помочь человеку прийти к решению стать предпринимателем. После работать с его мышлением, а затем уже и становлением компетенций.